Наталья Сёмина
Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе по сказке «Лисичка-сестричка и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Материалы: игрушка Лиса, выставка книг сказок.
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Воспитатель:
Ребята повторяйте вместе со мной.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе по сказке „Лисичка-сестричка и волк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Сегодня мы с вами пойдем в гости к сказкам. Ребята, посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: о сказках.
Воспитатель:
-Правильно, о русских народных сказках.
-Кто сочинил эти сказки? (народ, простые люди)
А сейчас я загадаю вам загадки.
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик —.
Дети: Теремок.
Воспитатель: Молодцы!
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
Дети: Волк и козлята.
Воспитатель: Умницы.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай» я буду читать отрывки из произведений, а вы по первым словам должны определить, что это сказка, стихотворение или рассказ.
- Жили - были дед и баба, И была у них курочка Ряба.
Дети: Сказка.
Воспитатель: Молодцы правильно.
- Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик.
Дети: Стихотворение.
Воспитатель: Правильно.
- Наступила зима. Выпал первый снег.
Дети: Рассказ.
Воспитатель: Умницы.
Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель:
Ребята садитесь на стульчики.
Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».
-Проблемная ситуация: Как вы думаете, что нужно сделать чтобы с этой сказкой познакомиться?
Дети: прочитать.
Воспитатель: правильно.
-Вы услышите несколько незнакомых слов.
Словарная (лексическая) работа:
Воз - повозка, сани.
Погоревал - испытал чувство горечи.
Прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера.
Плутовка - тот, кто хитрит, обманывает.
Коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече.
Стянуть - украсть.
Плетусь - медленно иду.
Битый - тот, которого побили.
- „Лисичка-сестричка и волк“ - русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно.
Чтение сказки.
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
–Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.
– Будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула.
– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!
– Где?
– Там, на возу – и рыба и воротник.
Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:
– Где воротник? Где рыба! Ах ты. Такой-сякой!
Тут дед смекнул, что лисичка - то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк :
– Здравствуй, лисонька!
– Здравствуй, волчок!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам, да и ешь.
– А я не умею.
– Эка, ведь я же наловила. Ты, волчок, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было.
"Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!" – думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
– Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало.
Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
"Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, лисонька!" А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где баба пекла блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу :
– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
– Эх, волчок, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.
– И то правда, – говорит волк, – где тебе, лисонька, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
– Битый небитого везет, битый небитого везёт.
– Что ты, лисонька, говоришь?
– Я, волчок, говорю: битый битого везёт.
– Так, лисонька, так.
Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком смеется-посмеивается.
Физминутка «Мороз»
Воспитатель:
- Ребята в какое время года происходит действие в сказке? Как вы это поняли? По каким словам? Дети: Холодно и морозно.
- А вы боитесь морозов?
-Тогда давайте с вами поиграем.
Я мороза не боюсь, - Шагаем на месте
С ним я крепко подружусь. - Хлопаем в ладоши
Подойдет ко мне мороз, - Присели
Тронет руку, тронет нос - Показали руку, нос
Значит, надо не зевать, - Хлопаем в ладоши
Прыгать, бегать и играть. - Прыжки на месте
Беседа по содержанию сказки :
Воспитатель задает вопросы:
-Понравилась ли вам сказка?
-Кто запомнил, как она называется? («Лисичка - сестричка и серый волк»)
- Кто главные герои сказки?
-Какая по характеру лиса в сказке? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица)
-Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)
-Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
-Почему лиса обманула волка?
- После того, как волк убежал от людей? Какой он тогда был? (Злой, сердитый).
- Лиса ему навстречу шла какая? (грустная, обиженная).
- А потом какая она ехала на волке? (Довольная, веселая, что перехитрила волка).
-Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по - доброму, тем более лиса и волк были приятелями).
Воспитатель:
Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.
Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает маски)
Воспитатель: Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…
Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!
Волк. Что ты, лисонька, говоришь?
Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.
Волк. Так, лисонька, так.
Воспитатель: Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…
Дети: посмеивается.
Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.
Рефлексия:
- Что мы сегодня делали?
- Какую сказку слушали?
- Что понравилось?
На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие… Вы молодцы!