Элмира Оруджева
Открытое занятие по развитию речи «Наши пернатые друзья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.
Программные задачи:
- способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
- учить отгадывать загадки,
- развивать интерес к миру пернатых,
- дать представления о значении птиц для окружающей природы,
- формировать желание заботиться о птицах.
*•
Предварительная работа:
изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.
Материал и оборудование:
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Наши пернатые друзья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти.
Словарная работа:
мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение М. В. Титовой «Осенняя пора» Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы - наши верные друзья.
Улетают в тёплые края.
2. Беседа.
Воспитатель:
- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Совершенно верно, перелётные птицы - это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней.
Чистит пашню от червей. (Грач)
Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно Пуховую перину. (Ласточка)
Я в скворечнике живу Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали С криком прощальным летят. (Журавли)
После каждой загадки воспитатель спрашивает:
- Почему вы так думаете?
3. Физкультминутка «Улетают журавли»
Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: Летите вместе с нами.
За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.
Воспитатель:
- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём. (На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).
- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.
- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) - выставляются картинки.
- Какие это птицы? (Зимующие).
-А почему же они не улетают?
- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
4. Игра «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки.
(Звучит аудиозапись)
- Кар-кар! (Ворона)
- Чик-чирик, чив-чивгчив! (Воробей)
- Ча-ча-ча! (Сорока)
- Синь-синь-синь (Синица)
Воспитатель:
- Молодцы, правильно угадали.
5. Игра «Кто лишний?»
А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 слайд - 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ - перелётная птица улетает)
2 слайд - 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ - зимующая птица улетает)
3 слайд - все птицы зимующие.
- Молодцы, справились с заданием.
А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок) Сначала падает снежок На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы И все другие птицы - Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь? А. Григорьев.
Воспитатель:
- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой Птиц угощает зимою. (Кормушка)
- Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.
6. Игра «Улетают - не улетают»
Воспитатель:
- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную - вы «летаете» по залу, если зимующую - подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»
- Молодцы, вы были внимательны.
- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)
- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
- Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1 слайд - изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд - птиц нет, появилось много насекомых, грызунов. Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд - растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
4 слайд - растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.
Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5 слайд - пустыня.
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь - охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А. Яшина» Покормите птиц зимой» Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна- v И не страшна Будет им зима.
7. Продуктивная деятельность - раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц - наклеивание ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)