ирина семенова
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»
Тема: «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»
Цель: Составление связного рассказа с использованием мнемотаблицы.
Оборудование: мнемотаблица «Осень», осенние листочки, мяч, икт,
Задачи: расширять словарный запас по теме «Осень». Закреплять знания детей о признаках осени, обогащать словарь Листопад, закреплять названия осенних месяцев и их последовательность. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Развивать дыхательную гимнастику, умение направлять правильную воздушную струю. Продолжать учить составлять рассказ по мнемотаблице с помощью воспитателя. Развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами. Учить детей оценивать себя. Воспитывать умение слушать собеседника.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Составление рассказа „Осень“ по мнемотаблице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Задачи занятия :
• Обучающие задачи:
1. Упражнять детей в умении рассказывать о времени года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемотаблицы, связно, в логической последовательности.
2. Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
• Развивающие задачи :
1. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
2. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.
• Воспитательные задачи:
воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Демонстрационный материал: мнемотаблица «Осень»,
Раздаточный материал: осенние листья, мяч.
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
Ребята посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте с ними, поздороваемся.
Давайте настроимся на занятие :
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Ребята, на улице пасмурно и холодно. А в нашей группе светло и хорошо, от наших улыбок.
Улыбка — это маленькое солнышко, давайте подарим нашу улыбку гостям.
- Ребята посмотрите сколько листьев в нашей группе…. А как же они попали в нашу группу? (ответы детей)
- Наверно во время листопада, я забыла закрыть окно? А вы знаете, что такое листопад? (во время ветра листья срываются с веток, и плавно кружатся, опускаясь на землю.)
Дыхательная гимнастика
-Ребята, предлагаю устроить листопад. Возьмем по одному листочку и подуем на него.
-Молодцы ребята, Какой красивый листопад у нас получился.
-А в какое время года бывает листопад? (Осенью)
-Ребята, посмотрите, нам оставили видео сообщение.
ВИДЕО ОБРАЩЕНИЕ
«Здравствуйте ребята, я осень! Мое время скоро закончится, мне стало грустно и на прощание я хочу с вами поиграть и послушать, что вы расскажите обо мне. А помогут вам картинки –подсказки, которые я спрятала под опавшей листвой. А убрать их можно лишь выполнить задания.
-Ребята, поиграем и выполним задание осени? Найдем картинки? Рассказ об осени составим?
Ребята, посмотрите какие необычные листочки на дереве, нам сегодня много надо будет говорить, для этого надо сделать арт. гимнастику, а листочки нам в этом помогут. (СРЫВАТЬ ЛИСТОЧКИ) листочек срываем упражнение выполняем.
1. Посмотрите первый листок с заданием.
- Какие осенние месяцы вы знаете?» (ответы детей). Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
-Когда осень начинается, как она называется? (ранняя)
- А как называется середина осени? (золотая)
- А когда на деревьях нет листьев и птицы улетели? (поздняя).
Посмотрите на доске висит картина. Какое время года изображено на ней. (ОСЕНЬ).
Возьмите картинку, где изображена ранняя осень и прикрепите ее в верхний левый угол.
Возьмите картинку, где изображена золотая осень прикрепите на середину. Позднюю осень прикрепите в правый нижний угол.
-Ребята, как вы понимаете выражение «Золотая осень?» (ответы). Золотая-желтая, похожа на золото.
Ребята, а где же спрятался второй лист с заданием?
2. Игра Скажи со словом (осенний, осенняя, осеннее).
Ц: согласование сущ-х с прилагательным.
А задание здесь такое:
В мешочек ныряй со словом осенний поиграй.
(ветер, куртка, овощи, букет, яблоко, лист, дерево, лес, солнце) какое? какой?
Молодцы ребята!
Ищем следующий листок.
Физ. Минутка.
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать, (Приседают, держат руки на поясе)
Разведет повсюду слякоть
Грязь и лужи на дороге, (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ноги.
В народе говорят: Осень на дворе погод восемь. Бывает даже так, что за один день можно увидеть все семь погод. Осеняя погода очень переменчива.
3. Игра "Погода осенью"
Ц: Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Я буду спрашивать, а вам нужно ответить какая бывает погода осенью.
Утром на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)
Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)
Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)
В обед с неба полил сильный дождь. Как можно сказать? (дождливая)
Дождь прошел, вокруг была сырость. Как можно охарактеризовать? (сырая)
К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)
А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)
Воспитатель. Вот таким может быть осенний день
Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Молодцы ребята!
Ребята посмотрите как много листочков. Давайте по одному убирать и с какого дерева листок упал называть.
Д / и «С какого дерева листок»
Давайте скажем с какого дерева упал каждый листок.
- березовый листок упал…. с березы.
-рябиновый листок упал ….с рябины
- дубовый листок упал…с дуба
-каштановый листок упал… с каштана
-кленовый листок упал… с клена
- осиновый листок упал…. с осины
А вот и картинки-подсказки, которые помогут нам составить рассказ.
Давайте дадим отдохнуть нашим глазкам
Гимнастика для глаз «Листопад»
Составление рассказа по мнемотаблице
- Мы много вспоминали об осени, а сейчас будем составлять предложения по схеме, которые нам прислала осень.
-посмотрите на 1 картинку, О чем нам надо рассказать в начале. Какое наступило время года? Осень.
Так будет называться наш рассказ.
-Давайте рассмотрим вторую подсказку.
Что вы сможете сказать о солнце осенью? (ответы)
Правильно, солнце осенью светит, но не греет.
-А какое небо осенью? (ОТВЕТЫ)
Верно, небо пасмурное и дождливое.
- Посмотрите на 3 картинке, что происходит осенью с деревьями? (ответы)
Листья желтеют и опадают.
Как называется явление в природе, когда опадают листья. ЛИСТОПАД.
-Давайте посмотрим на 4 картинку.
Что делают птицы осенью? Улетают в теплые края. Как называются эти птицы?
-Ребята 5 подсказка. Давайте вспомним как меняется продолжительность дня? (Ответы) день короче, а ночь длиннее.
И последняя 6 подсказка
-Как одеваются люди осенью. ?
Правильно люди осенью одеваются теплее. В пальто и куртки переобуваются, в ботинки и сапоги.
Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени. А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.
Давайте повторим наш рассказ. Повторяйте за мной.
Наступила осень. Солнце светит, но уже не греет. Небо осенью пасмурное и дождливое. Листья на деревьях желтеют и опадают. Перелетные птицы улетают в теплые края. Постепенно дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются потеплее в куртки и пальто, переобуваются в ботинки или сапоги.
Теперь вы попробуйте составить рассказ. (рассказы детей).
Рефлексия:
Воспитатель: «Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, составляли рассказы? (ответы детей).
Что вам сегодня понравилось? (ответы детей).
Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли интересные рассказы по таблице.
Ребята возьмите по одному листочку и приклейте к доске.
Если было легко желтый. если были затруднения красный. (Дети вокруг осени крепят листочки)
Ребята, осень приготовила вам маленькие подарочки.