Получи документы

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»

Анастасия Терешкова
Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №193 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Тема: "Русская матрешка"

Выполнила: Терешкова А. С.

Уфа – 2023

Конспект по художественно-эстетическому развитию для приобщения детей к истокам русской народной культуры

Публикация «Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Русская матрешка“» размещена в разделах

Цель занятия : Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешкой.

Задачи:

1. Образовательные:

• Закрепить представление детей об особенностях игрушки матрешки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан);

• Сформировать интерес и любовь к народному творчеству;

• Расширить и дополнить словарный запас;

2. Развивающие:

• Развивать творческие способности детей;

• Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами;

3. Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

• Воспитывать чувство любви к деревянной игрушке;

• Воспитывать аккуратность.

Методы и приё мы:

Словесный метод: пояснение, объяснение, уточнение, напоминание, указания к действию, художественное слово, похвала, пояснение, поощрение.

Наглядный метод: демонстрация сувенира – русская матрешка и этапы творческой работы – роспись сувенира.

Практический метод: выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, физкультминутка.

Предварительная работа: рассматривание деревянного сувенира – русская матрешка, демонстрация картинок с характерной росписью для каждой из ее видов, чтение авторской сказки «В некотором царстве, в деревянном государстве….» для детей дошкольного возраста.

Материалы, инструменты, оборудование: раздаточный материал – бумажные силуэты матрешек с нераскрашенными элементами одежды (по количеству детей, гуашь, ватные палочки, стаканчик с водой, салфетки влажные, бумажная салфетка, клеенка, палитра, матрешка деревянная, готовый (расписанный) силуэт матрешки формата А3, изображение элементов росписи матрешки, аудио проигрыватель, аудио запись «Мы веселые матрешки», фоновая музыка в русском народном стиле, русский народный костюм для педагога, самовар.

Мотивационная часть

1. Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, сегодня к нам прибыли гости с дальних берегов. Они очень хотят взглянуть и полюбоваться нашей с вами выставкой очень известного не только в нашей с вами стране России, но и во всем мире. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А что это за сувенир, который каждый гость, посетивший нашу страну очень хочет увезти с собой на память о России. Вот сейчас мы с вами попробуем угадать его. Отгадаете?

ДЕТИ: - Конечно.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Деревянные подружки,

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки,

Называются… (Матрешки).

ДЕТИ: Отгадывают загадку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Знаете ли вы, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки, носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня сегодня. Как вы думаете, для чего они повязывали платок?

ДЕТИ: отвечают, на заданный вопрос.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, сегодня мы с вами почувствуем себя настоящими мастерами по росписи матрешки, но перед этим нужно хорошенько размяться. Вы готовы?

ДЕТИ: соглашаются.

Звучит аудио запись песни «Мы веселые матрешки», начинается физкультминутка.

«Мы веселые матрешки»

Мы веселые матрешки.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Основная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Хорошенько мы с вами размялись! Какие вы все молодцы! А теперь нам с вами предстоит очень увлекательное занятие – роспись и выставка матрешки. Приглашаю вас пройти за столы.

ДЕТИ: садятся за столы.

Воспитатель объясняет правила работы с гуашью, ватными палочками. На столе перед детьми лежат нераскрашенные силуэты матрешки. На стенде готовый (расписанный) силуэт матрешки (образец для работы).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, я предлагаю вам расписать нашу матрешку : платочек, сарафан. Для этого нам понадобится 4 основных цвета, такие как красный, синий, желтый, зеленый гуаши и 4 ватные палочки. Каждая палочка соответствует своему цвету.

ДЕТИ: начинают выполнять задание.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, посмотрите на нашу матрешку (показывает деревянную матрешку, какая она у нас?

ДЕТИ: отвечают. – Веселая, деревянная, красивая (о деревянной матрешке). Грустная, бумажная, не красочная.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, поможем нашей матрешке стать такой же веселой, красочной, красивой. Для этого нам нужно ее раскрасить, добавить ей яркости, веселости, игривости.

ДЕТИ: начинают роспись бумажной матрешки гуашью, при помощи ватных палочек.

По ходу занятия рассказывает об истории матрешки, ее особенностях и видах.

ВОСПИТАТЕЛЬ: История создания матрешки

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

Какой была первая матрешка?

Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.

Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.

Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках.

Матрешки могут изображать :

исторических личностей,

• литературных персонажей,

• героев народных сказок и басен.

Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:

• Семеновская матрешка;

• Загорская матрешка;

• Тверская матрешка;

• Вятская матрешка.

Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.

Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.

Такие музеи есть

• В Сергиевом Посаде;

• В Нижнем Новгороде;

• В Ногинске;

• В Вознесенском.

Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.

Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.

ДЕТИ: задают наводящие вопросы, отвечают на вопросы, продолжают работу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, давайте с вами сделаем небольшой перерыв, разомнем наши пальчики для дальнейшего творчества.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

Тихо встали, потянулись,

Влево, вправо повернулись.

Руки в сторону и вверх.

Каждый сядет тише всех.

ДЕТИ: садятся и продолжают рисовать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну вот ребята, наши матрешки готовы! Вы отличные мастера! Какие они у вас замечательные! Какая у вас получилась матрешка? А может бы вы хотели дать ей имя?

ДЕТИ: рассказывают какая у них матрешка, дают имя своей матрешке.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А сейчас мы с вами возьмем ваших красавиц и устроим выставку, покажем нашим гостям самый известный, самый красивый и народный сувенир нашей страны – России.

Воспитатель и дети организуют выставку своих работ.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Опубликовано: 8 апреля 2023 в 12:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Терешкова (УИ 3178536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД