Ольга Ван
Открытое занятие по познанию в старшей группе «Волшебный мир грибов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления о грибах как об особом царстве живой природы; дать понятие микроскопические грибы; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: цифровой микроскоп, кусочки плесневого хлеба, карточки с текстами для работы в группах, сигнальные карточки, презентация «Грибы»
ХОД
I Организационный момент.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их (дети приветствуют гостей) (слайд 1)
В круг скорее становись,
Крепко за руки держись:
Подари улыбку-смайлик,
Публикация «Открытое занятие по познанию в старшей группе „Волшебный мир грибов“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Пусть улыбка, как журавлик,
Полетит в сердца друзей…
II Мотивация.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты, а вот что будем исследовать, вы узнаете, когда угадаете загадку (слайд 2).
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб) (слайд 3).
III Актуализация знаний и определение темы. Цель: Уточнить знания детей о грибах (виды, среда обитания, значение).
Воспитатель. Сегодня мы совершим путешествие в мир грибов Его еще называют царство грибов Как вы думаете, почему его так назвали? (потому что грибов на земле насчитывается более ста тысяч видов) (слайд 4).
Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?
Дети. Названия грибов, где растут, как их нужно собирать.
Воспитатель. Ребята, а какие виды грибов вы знаете? Где растут грибы? (ответы детей). Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? (слайд 5). Правильно, ножка, корни – грибница и шляпка. Потому эти грибы назвали шляпочные.
Ребята, откуда в лесу появляется так много грибов? (ответы детей). Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки (слайд 6). Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
Воспитатель. Ребята, вспомните мы с вами читали сказку и смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда кончился дождь, и он выбрался из под гриба? (слайд 7).
Дети. Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
Воспитатель. Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети. Пока шёл дождь гриб вырос.
Воспитатель. Правильно, грибы растут после дождя.
Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб». А в какое время года бывает больше всего грибов?
Дети. Осенью.
Воспитатель. И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами»
Работа в группах.
Воспитатель. Все ли грибы можно собирать?
Дети. Нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые)
Воспитатель. Почему грибы называют несъедобными?
Дети. Их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель. Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые. Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу».
Задание: Определение съедобных и ядовитых грибов.
Я предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда должна собрать только съедобные грибы, вторая команда – только ядовитые.
Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.
Итак, ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить правила сбора грибов (слайд 8) .
IV Изучение нового материала
Хорошо ли вы знаете, что такое грибы? Вас удивляет этот вопрос? Конечно, вам не раз доводилось видеть их в лесу. Но, оказывается, вам известны лишь шляпочные грибы. Их мы действительно собираем, варим, жарим, солим, маринуем. А кроме этих грибов, в природе существуют ещё и плесневые грибы и дрожжи (слайд 9).
Что такое плесневые грибы, где они живут и как появляются, мы узнаем, посмотрев фильм (слайд10).
О том, что такое дрожжи, мы узнаем из проекта Алины «Голодные грибки». (слайд11).
V. Физминутка (слайд 12).
Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил. (Правильно ли он сделал)
VI. Практическая часть (опыты) (слайд13)
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства грибов.
Опыт 1. Изучение размножения шляпочных грибов (споры)
1. Нам понадобятся: шляпки грибов, светлая и темная бумага.
Действия:
• Отрежь ножки двух грибов у самого основания шляпки.
• Положи первую шляпку гриба внутренней стороной на светлую бумагу, вторую — на темную бумагу.
• Через 5 часов…. Что произошло?
Шляпки грибов «созреют», и из них на бумагу высыплются споры. Споры прилипают к бумаге, повторяя рисунок пластинок гриба. Чем дольше шляпка гриба лежит на бумаге, тем ярче будет рисунок, но слабый отпечаток шляпки появится уже через час.
Рассмотреть споры можно только в микроскоп.
Вывод
В тепле гриб начинает сохнуть и выбрасывает споры, как цветочное растение выбрасывает свои семена. Большую часть спор разносит ветер. Споры одних видов грибов светлые, поэтому их лучше видно на темной бумаге, у других видов споры темные, они хорошо заметны на светлой бумаге.
Опыт 2
Изучение условий, необходимых для возникновения плесени.
- Рассмотрите плесневый гриб на кусочках хлеба под микроскопом. Он называется мукор. Под микроскопом заметны тонкие бесцветные ветвящиеся нити.
Вывод.
Главным условием возникновения плесени является влажность. Вторым условием является температура воздуха. Сухость является главным препятствием возникновения плесени.
6. Закрепление изученного материала
7. Подведение итогов
8. Рефлексия
Выберите сигнальную карточку
Критерии оценивания: зелёный цвет - всё понял, жёлтый цвет - понял, но не всё; красный цвет - многое непонятно