Екатерина Колесникова
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности с водой и воздухом для подготовительной группы «Маленькие ученые»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы
«Маленькие ученые».
Подготовила воспитатель : Колесникова Е. А.
Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности с водой и воздухом для подготовительной группы „Маленькие ученые“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,
продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения. Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом. Приучать детей к самостоятельности суждений. Развивать любознательность, память, познавательный интерес. Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.
Оборудование и материалы: Одноразовые шапочки, стаканчики с водой, салфетки, полиэтиленовые пакеты, коктейльные трубочки, пипетки по количеству детей, одноразовые тарелочки, йод медицинский, крахмал, картофель, яблоко.
Предварительная работа: рассматривание объектов живой, неживой природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.
Ход НОД
Эмоциональный настрой:
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам отправиться в увлекательное путешествие. Хотите?
Вставайте все в дружный круг, (все встают в круг)
справа друг и слева друг.
Мы друг другу улыбнемся
и спиной в круг повернемся.
Раз, два, три, четыре, пять
превращаю всех ребят ученых.
А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!
Ребята, пройдите сюда. Что вы видите на столе? (баночки, вода и другие предметы). А что вам это напоминает? (маленькую лабораторию). Значит, вы сейчас настоящие ученые! (надевают на головы шапочки).
Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию.
А вы, слышали, кто там работает?
Ответы детей (Там работают ученые).
А я буду вашим научным руководителем
Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории? Ответы детей (Ученые проводят опыты, эксперименты).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего проводят опыты и эксперименты?
Ответы детей (опыты мы проводим, чтобы узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое).
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? - Да.
Воспитатель: Только для начала я расскажу вам правила поведения в лаборатории
• Внимательно слушать старшего научного сотрудника
• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
• Аккуратно пользоваться емкостью для воды
• Поддерживать порядок на своем рабочем месте
• После каждого опыта делать вывод
Без разрешения запрещается
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте.
Загадка: Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? (вода).
Воспитатель: - Да, дети, это вода. Вода - это часть неживой природы.
Воспитатель: - Вода очень нужна человеку. Для чего?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас, уважаемые коллеги, мы приступаем к экспериментам.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода — это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и перелейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?
Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.
Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – соленая
Воспитатель: Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей: в стакане с водой трубочки видны – вода прозрачная.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, вылейте небольшое количество воды на поднос, какой формы стала вода? Ответы детей.
А теперь налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода форму?
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №3 «Замерзшая вода»
Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
• Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и
дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
Физминутка:
«Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой)
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч, переступать с ноги)
То одну, то обе вместе, (Раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
Воспитатель: А сейчас я хочу вам загадать загадку, и вы узнаете о чем пойдет речь
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Воздух
Опыт 4. Обнаружение воздуха с помощью пакета.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пуст.
Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Ребята, а как еще можно обнаружить воздух?
Ответы детей (с помощью трубочки для коктейля)
Опыт 5. Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
(из трубочки выходил воздух). А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей).
Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? (Дети говорят свои мнения).
Воспитатель: А давай проверим! Закройте ротик, а носиком не дышать!
Опыт 6. «Не дышу»
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты
Вывод: Без воздуха человек не может жить
Предложить ребятам ответить: «Как можно надуть воздушный шарик?»
Ответы детей.
Опыт 6. «Надувание воздушного шарика»
Предложить понаблюдать ещё за одним способом надувания воздушного шарика.
Ребята рассматривают необходимый для эксперимента материал, высказывая предположения о том, чтобы это могло быть.
С помощью воронки пересыпают пять столовых ложек пищевой соды из стакана в воздушный шарик. Надеваем воздушный шарик, наполненный пищевой содой, на горлышко бутылки, в которой налита половина стакана уксуса столового. Сода высыпается из воздушного шарика в бутылку с уксусом, и шарик начинает надуваться!
Вывод.
При добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. Углекислый газ, под давлением, которое создалось во время химической реакции, надувает воздушный шарик.
А теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.
Игра "Бывает - не бывает".
Дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают, если «Бывает»-то делают хлопок в ладоши и говорят
«да», если «не бывает»- то качают головой и говорят «нет».
•Воздух бывает теплый? (Да).
• Воздух бывает чистый? (да).
• Воздух бывает пушистый? (Нет).
• Воздух бывает легкий? (да).
• Воздух бывает грязный? (да).
• Воздух бывает сердитый? (Нет).
. Воздух прозрачный? (да)
Воспитатель: Молодцы ребята, все ответили правильно.
Опыт № 6. «Получение синего йода».
- Мы переходим к нашему следующему опыту. Его вы проведете каждый
самостоятельно.
Он называется «Синий йод». Для этого опыта у нас есть крахмал и стаканчики с водой. Рассмотрите крахмал, что вы можете о нем сказать?
- Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль. Крахмал используется при приготовлении киселя, чтобы накрахмалить салфетки, рубашки.
А это – йод. Что такое йод?
- Йод – лечебный препарат, им обрабатывают царапины и раны, чтобы они не загноились.
Возьмите ложечку крахмала и добавьте в воду, размешайте. Что вы наблюдаете?
- Вода окрасилась в белый цвет.
- Теперь возьмите пипетку и аккуратно наберите капельку йода, и добавьте йод в воду с крахмалом, что вы видите.
- Вода окрасилась в синий цвет. Йод при взаимодействии с крахмалом
окрашивает разные вещества в синий цвет. Посмотрите, что вы видите на
тарелочке? (Яблоко, картофель и хлеб)
-Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где – нет.
Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают). Сейчас проверим это опытным путем. Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится крахмал, а где нет.
-Ребята, сейчас пипеткой каждый из вас капнет йод на разрезанные дольки
картофеля и яблока. Смотрим, что происходит?
- Йод на картофеле стал темно – синим, а на яблоке не изменил свой цвет.
Почему?
- Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках крахмала нет,
поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.
-Вам понравилось сегодня быть исследователями?
Давайте подведем итоги. –
Что мы узнали нового? (Ответы).
-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились (Ответы).
-Ребята, химия для нас – большой и сильный друг,
-Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.
Воспитатель:
Давайте снова встанем в круг. (все встают в круг)
Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ученых- в ребят. А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас. Ой, смотрите, кажется, опять все получилось!
Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила.