Тунь Светлана Алексеевна
Открытое занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Заглавная и строчная буква М, м» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у воспитанников представление о заглавной и строчной букве Мм, и звуках [м], [мь].
Задачи:
1. Познакомить со звуками [м], [мь], а также с заглавной и строчной буквой Мм.
2. Упражнять детей в выделении звуков [м], [мь] в словах и определении позиций звуков в словах;
3. Учить читать прямые и обратные слоги;
Ход занятия:
Воспитатель:
Прозвенел и стих звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
А девиз у нас таков:
«Больше дела, меньше слов!».
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что к нам в группу пришли гости? (Ответы детей). Сегодня к нам в группу пришли учителя для того, чтобы посмотреть, как мы занимаем в садике. Поэтому давайте с ними поздороваемся, и начнем наше занятие. (Дети здороваются). Итак, ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране «Грамматика», где познакомимся с новыми звуками и буквой. Но для начала давайте вспомним, чем отличается буква от звука? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем). На прошлых занятиях с некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их. У меня в руках есть карточки с подсказками, я буду показывать их вам, а вы будете называть мне звук, с которого начинается это слово. Марк, с какого звука начинается слово «Избушка»? (Со звука [И]). Правильно. Артемий, скажи, с какого звука начинается слово «Айболит»? (Со звука [А]). И т. д. Молодцы. Ребята, а какие бывают звуки и буквы? (Согласные и гласные). Верно, а чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть, а при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой).
Воспитатель: А теперь пришла пора познакомиться с новой буквой и звуками, поэтому подходим к столам и садимся. Ребята, пока мы с вами беседовали, к нам в группу залетела Совунья. Посмотрите, у нее в клюве лежит какой-то листочек, давайте его откроем. Ага, Совунья приготовила для вас разные игры, с помощью которых мы познакомимся с новой буквой и звуками. Ну, что поиграем с Совуньей? (Ответы детей).
Воспитатель: Хорошо, но сначала отгадайте загадки.
1. Пьет бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина).
2. Он круглый, футбольный,
Ещё — волейбольный,
Прыгучий к тому же,
Не тонет он в луже.
Постоянно мчится вскачь,
Потому что это….(Мяч).
Воспитатель: Ребята, давайте, еще раз назовем слова – отгадки. (Машина, мяч). Назовите первый звук в слове «МММашина»? (Звук [М]). Как вы думаете звук [м] твердый или мягкий? (Твердый). А теперь назовите первый звук в слове «МММяч»? (Звук [МЬ]). Звук [мь] твердый или мягкий? (Мягкий). Да, именно об этих звуках мы сегодня будем говорить. Как вы думаете, звуки [м], [мь] гласные или согласные? (Ответы детей). Поднесите ладонь ко рту и произнесите звуки [м], [мь]. Скажите, воздух выходит изо рта? (Не выходит). Откуда выходит воздух? (Из носа). Когда мы произносим звуки [м], [мь] губы сначала смыкаются, а потом размыкаются, именно поэтому воздух не выходит, ему мешают губы. Значит звуки [м], [мь] согласные. Также согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [м], [мь]. Чувствуете, как горлышко дрожит. Значит звуки [м], [мь] звонкие, а звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.
Воспитатель: А теперь послушайте задания от Совуньи.
Первое задание «Поймай звук в ладоши».
Воспитатель: Звуки [м] и [мь] ужасные озорники, поэтому любят прятаться в словах. Давайте найдем звуки [м] и [мь] в словах, если они там есть, то хлопните в ладоши. (Колобок, майка, лейка, лампа, мед, гусь, мухомор, сапоги, камера, храм).
Воспитатель: Теперь, неугомонные звуки спрятались в именах, давайте, найдем их. (Саша, Миша, Тимоша, Света, Лена, Маргарита, Демид).
Второе задание «Где живет звук».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, что за чудесные вагончики здесь? (Ответы детей). Да, это поезд, который везет слова со звуками [м], [мь]. В первом вагончике звуки едут в начале слова, во втором – в середине, а в третьем – в конце слова. Сейчас мы будем расселять вот эти картинки в нужные вагончики. (Дети расселяют картинки). Итак, мы с вами узнали, что звуки [м] и [мь] могут жить в начале, в середине и в конце слова.
Воспитатель: Чтобы нам не устать будем дружно отдыхать. Для этого я предлагаю вам повторять за мной.
Физминутка «Мы ногами топ-топ».
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз – два
Заниматься нам пора!
Третье задание «Твердый или мягкий».
Воспитатель: У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы услышите твердый звук, то тогда поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (Мышка, метла, месяц, мандарин, мыло, мишура, муравей, миска, море, мельница).
Воспитатель: Ребята, у каждого звука есть своя буква. Звуки [м] и [мь] обозначаются буквой «М». (Демонстрация буквы).
Палочка и палочка,
Между ними — галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква «М».
Воспитатель: Из каких элементов состоит буква «М»? (Из палочек). Сколько в ней элементов? (4). Выложите букву «М» из счетных палочек. (Дети выкладывают). Давайте откроем тетради и пропечатаем печатную букву «М» одну строчку.
Воспитатель: У вас на столе листок с заданием от Совуньи. Вам нужно обвести в кружок только букву «М».
Воспитатель: Ребята, давайте мы сейчас с вами прочитаем прямые и обратные слоги с буквой «М». Обратные слоги: «АМ», «ОМ, «УМ» и «ИМ». Прямые слоги: «МА», «МО», «МУ» и «МИ».
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итог нашего занятия. С какими звуками мы сегодня познакомились? (Ответы детей). Какой буквой они обозначаются? (Ответы детей). Назовите слова со звуком [м] или [мь] в начале слова? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы молодцы, вы хорошо сегодня поработали. У меня для вас есть сюрприз. Он лежит у гостей в предмете, название которого начинается со звука [мь] в начале слова. (Мешок с мармеладом).