инга мирвис
Открытое занятие по нравственному воспитанию «Равнодушный человек — это…»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие для детей младшего школьного
возраста по духовно-нравственному воспитанию
на тему: «Равнодушный человек – это…»
Цель: воспитывать, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающим.
Задачи:
• способность осознавать и понимать что такое быть «неравнодушным».
• обучение умению сопереживания, быть чутким, не проходить мимо чужой беды.
Публикация «Открытое занятие по нравственному воспитанию „Равнодушный человек — это…“» размещена в разделах
• привитие этических норм поведения в обществе и норм общения между людьми.
Оформление: солнышко с грустной улыбкой; пословица «Стоп - равнодушные люди»; силуэты сердец: черного, красного; силуэты «лиц» : сердитого и веселого.
Оборудование: лучи солнца, силуэт радостной улыбки, бумага, черный и красный маркеры, клей.
Предварительная работа: детям заранее было предложено вместе поразмышлять над словом «равнодушие» и написать короткое сочинение «Равнодушный человек - это…»
Оформлен стенд пословиц о доброте, сердечности, неравнодушии.
• Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.
• Про доброе дело говори смело.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Худо жить без ласкового слова.
• Доброе слово лечит, а злое калечит.
• Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
• Не одежда красит человека, а его добрые дела.
• Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
• Добрые слова дороже богатства.
• В ком добра нет, в том и правды мало.
• Не ищи красоты, ищи доброты.
• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
• Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Заучивание детьми стихотворений наизусть А. Лесных «Делай доброе дело» : М. Лисянский «А как нам добрые слова нужны!», «Не стой в стороне равнодушно!», А. Дементьев «Доброту не купишь на базаре!»
Ход занятия:
Воспитатель : В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Ребята, как вы думаете, как влияют на отношения людей безразличие, невнимательность, грубость. Какой след может оставить встреча с грубым человеком?
(Дети высказывают своё мнение)
Воспитатель : я вам давала задание, чтобы вы поразмышляли над смыслом слова «равнодушие» и написать коротенькое сочинение на тему: «Равнодушный человек – это…»
(Дети по желанию зачитывают свои работы).
Воспитатель, обращая внимание учащихся на доску, говорит: прочитайте пословицу.
Один из детей читает вслух: «Стоп - равнодушные люди»».
Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?
(Дети высказывают своё мнение).
Воспитатель обращает внимание детей на силуэты «лиц» (слайд №1).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое из двух лиц, относится к равнодушному человеку и почему вы так решили?
(Дети высказывают своё мнение, выбирают сердитое неулыбчивое лицо).
Воспитатель. А каким может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его характеризуют.
Дети называют слова: бездушный, бессердечный, неулыбчивый, завистливый, черствый, и т. д.
Воспитатель. Правильно, ребята! Каким цветом вы запишите слова о равнодушном человеке?
( Дети: черным).
Воспитатель. А теперь запишите эти слова на бумаге и прикрепите их к сердитому лицу.
(Дети чёрным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к сердитому лицу, составляя «портрет» равнодушного человека).
Воспитатель. Хорошо ли живется равнодушному и злому человеку среди людей? (Рассуждения детей).
Воспитатель. Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека?
(Дети - тёмное, чёрное).
Воспитатель. Прикрепите сердце чёрного цвета поверх слов, характеризующих бессердечного человека.
Воспитатель. Послушайте рассказ
«Маленькая быль о доброте».
Мальчишка был голодный и босой, давно не ел, кружилась голова. В дверь постучав, воды он попросил, но женщина выносит… молока! И тот стакан — дал силы снова жить! Поверил он — есть в мире доброта! Минуло много лет… и доктором он стал. Вперед его жизнь потихоньку шла. Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока! Она была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна! Он жизнь ей спас, все силы приложив, живет и побеждает доброта… Квитанцию к оплате принесли, "Всю жизнь платить!" — подумала тогда, и взяв листок, не верила глазам! От радости заплакала она! Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!
(Дети размышляют об истории)
Воспитатель. А теперь послушайте другой рассказ, который называется «Достучаться до сердца».
Несколько лет назад мы с мамой шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в ямку на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просили мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка оглянулась посмотреть на оставленного, на аллее инвалида. Он плакал…».
(Дети размышляют об истории)
Воспитатель. Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо?
(Рассуждения детей, которые говорят о чёрных сердцах).
Воспитатель. Случалось ли вам видеть подобные ситуации?
Воспитатель. Как бы вы поступили в таком случае? (Рассуждения детей).
Воспитатель. У кого из прохожих сердце было другого цвета?
(Ответы детей. У девочки, её мамы, студентов).
Воспитатель. Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце?
(Дети – красного цвета).
Воспитатель. Прикрепите сердце красного цвета к улыбчивому лицу.
Воспитатель. Какие качества помогают быть неравнодушным?
( Дети называют слова: любовь, доброта, вера в хорошее будущее).
Воспитатель. А теперь запишите эти качества красным маркером их на полосках бумаги и прикрепите к улыбчивому лицу, составляя «портрет» неравнодушного человека).
Воспитатель. О людях не равнодушных к чужой боли, создано много пословиц, они есть на нашем стенде, давайте прочитаем их.
(Дети поочерёдно читают пословицы).
Воспитатель. Равнодушие проявляется по-разному.
Давайте послушаем стихотворения которые приготовили нам ребята:
1-й ребенок: Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
Автор: А. Лесных
2-й ребенок: А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Автор: М. Лисянский
3-й ребенок: Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Автор: М. Лисянский
4-й ребенок: Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?.
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Автор: А. Дементьев
Воспитатель. На нашем стенде есть солнышко. Но настроение у нашего солнышка не совсем хорошее. Оно грустное, не веселое и совсем нам не улыбается. Как вы думаете, чем наше солнышко можно развеселить.
(Ответы детей. Ласковые, добрые слова)
Воспитатель. У вас на столе лежат лучики солнца. Я предлагаю вам написать на лучах добрые слова и прикрепить их солнышку.
(Дети пишут добрые слова на лучиках солнца и с помощью воспитателя прикрепляют их к силуэту солнца).
В то время, как дети рассаживаются на свои места воспитатель незаметно приклеивает радостную улыбку солнцу.
Воспитатель. Ребята, а вы ничего не замечаете? Дети видят, что солнце заулыбалось.
(Счастливые лица детей. Солнышко заулыбалось).
Воспитатель. Вот видите, ребята, как ласковые и добрые слова делают людей вокруг нас добрее и счастливее. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие вы будете помнить всю свою жизнь. Поможет вам совершать только добрые поступки и не оставаться равнодушными к чужой беде. Тогда в вашей жизни будет сиять только доброе и ласковое солнышко.