Папки-передвижки

«Поволжье — край родной». Открытое занятие по музыкальной деятельности

Юлия Ханипова
«Поволжье — край родной». Открытое занятие по музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия

по художественно-эстетическому развитию детей (музыкальная деятельность)

«Поволжье – край родной»[

/b]

с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: формирование эмоционально-чувственного восприятия музыки.

Программное содержание:

- закреплять знания о музыкальных и немузыкальных звуках;

Темочки:

- знакомить с пением народных песен ульяновской области;

- знакомить детей с творчеством А. А. Пластова, А. О. Никонова, активизировать восприятие классической музыки посредством ИКТ;

- обогащать словарный запас словами: музыка мечтательная, воздушная, прозрачная, солнечная, формировать связную речь детей;

- продолжать учить различать средства музыкальной выразительности (передавать ритмичный характер музыки, применять отрывистое и напевное звучание, закреплять знания о интонации, мелодии, темпе);

- развивать зрительное и слуховое внимание, воображение, мышление;

- способствовать творческому проявлению детей в разнообразных видах музыкальной исполнительской деятельности;

- воспитывать нравственно-патриотическое чувство – любовь к своему родному краю, уважительное отношение друг к другу.

Методические приёмы:

Наглядно-зрительный – показ портрета композитора; портрета художника; просмотр слайдов с репродукциями картин художника для сравнения с прослушанным произведением; просмотр клипа для знакомства с песней и лучшего её восприятия.

Наглядно-образный (или практический) показ приёмов выполнения отдельных музыкально-ритмических движений, показ исполнительских приёмов в пении.

Словесный – беседа как эмоционально-образное ознакомление с музыкой; художественное слово – стихотворения, как эмоциональная окраска для поддержания интереса к музыкальной деятельности;

Слуховой - использование записей и фонограмм музыки.

Предварительная работа:

Разучивание текста песен и ритмических движений;

Знакомство с играми из сборника «Народные игры Ульяновской области» (ЦНК Ульяновской области 2018г)

Изготовление карточек для дидактической игры

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; стулья по кол-ву детей; презентация (слайды); музыкально-дидактическая игра с карточками по кол-ву детей;

Репертуар:

Музыкальное приветствие - коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Музыкально-ритмические движения «По дороге с другом»

Хороводная народная песня Ульяновской обл. «Девица во саду гуляла»

Музыкально-дидактическая игра «Угадай звуки»

Слушание музыки Антона Олеговича Никонова «Концерт №2»

Просмотр картин художника Аркадия Александровича Пластова

Исполнительство, пение «Мой Ульяновск» (муз. Б. Куломзина, сл. П. Максимовой)

Народная игра Ульяновской обл. «Колдунчики»

Ход занятия. Звучит мелодия, дети заходят в зал спокойным шагом. Исполняют музыкальное приветствие.

Музыкальное приветствие «Здравствуй, милый друг

Дети ходят по залу врассыпную, выполняют движения по тексту.

После исполнения поворачиваются лицом к гостям.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые гости, доброе утро, ребята. На нашем занятии сегодня присутствуют много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

Ребята, вы хотите увидеть и услышать музыку? Ответы: да. Тема нашего занятия – «Звуки родного края». Чтобы услышать и увидеть звуки нашего края, предлагаю всем сегодня прогуляться по нашей любимой Ульяновской области, познакомиться с интересными, необычными местами, узнать больше об известных людях, родившихся в нашей местности, полюбоваться здешними красотами, осенней природой. Но, прогулка будет необычная, а виртуальная. Для начала мы с вами пройдёмся по паркам и улочкам нашего красивого городка.

Музыкально-ритмические движения «По дороге с друг

Движения – высокий шаг, фонарики-полочки, подскоки, бег с захлёстом, ковырялочка, гармошка, качание, прыжки вправо-влево.

Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, как наш город назывался в старину? Ответы: Симбирск

Наш Ульяновск-Симбирск огромен и красив!

Бескрайние в нём и леса, и поля!

Для разных народов, живущих в Симбирске, он, как и нам – родная земля!

Живут здесь башкиры, татары, марийцы, русские, мордва и чуваши,

А также киргизы, таджики, казахи, азербайджанцы, и даже вьетнамцы,

В нашей симбирской глуши!

Много других народов живёт, и каждый Симбирск наш Отчизной зовёт!

Давайте, ребята, в большой хоровод позовём многоликий симбирский народ!

Хороводная песня «Девица во саду гуляла»

(без музыкального сопровождения)

После исполнения хороводной песни музыкальный руководитель предлагает ребятам сесть на стулья, которые находятся перед экраном.

Музыкальный руководитель. Мир вокруг нас наполнен разнообразными звуками, которые делятся на музыкальные и немузыкальные (шумовые). Немузыкальные – это…задаёт вопрос детям, они отвечают – шелест листвы, шум прибоя, шорох и т. д. звуки, которые невозможно пропеть голосом. Ребята, а чем отличаются музыкальные звуки от немузыкальных? Ответы: у шумовых звуков нет точной высоты, и воспроизвести в точности как шумит дождь или журчит ручей, мы не можем ни голосом, ни музыкальным инструментом. Музыкальный звук имеет свою высоту – в этом его главное отличие от немузыкального звука.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай звуки»

Цель: формирование навыков восприятия окружающего мира, закрепление знаний детьми музыкальных и немузыкальных звуков.

Правила игры: дети смотрят мультимедийную презентацию, на каждый слайд наложены соответствующие изображению звуки, называют музыкальные и немузыкальные звуки.

1 слайд. Лес. Какие звуки можно услышать в лесу? (журчание ручья, пение птиц, звуки животных, треск деревьев, веток, голос человека «ау» или пение).

2 слайд. Река Волга. (шум волн, крик птиц, гудок проплывающей баржи)

3 слайд. Ульяновск зимой. Здесь точно нет никаких звуков, или есть? (шум ветра, скрип снега, звон колоколов Храма)

4 слайд. На концерте. (играют инструменты в оркестре, поёт хор)

Музыкальный руководитель. Молодцы. Вот видите, сколько разных звуков можно услышать. Мы с вами говорили о том, что звуки природы – немузыкальные – невозможно пропеть голосом. Но, я открою вам один секрет…Звуки – это волшебный организм. Звуки природы можно изобразить красками, гуашью, акварелью. О чём это я? Ответы детей: природа в картинах. Правильно. И сейчас мы с вами побываем в родном уголке известного живописца Аркадия Александровича Пластова, нашего земляка, который родился в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновской области). Посмотрите на портрет художника. На слайде – портрет художника. Известен Аркадий Пластов с середины прошлого века. Своим творчеством художник передавал тёплые краски русского быта и красоту природы нашего края.

Услышать звуки природы на картинах нам поможет музыка современного российского композитора-пианиста Антона Олеговича Никонова, известного уже как в России, так и за рубежом. Ещё его называют Ульяновским Рахманиновым. На слайде – портрет композитора. Композитор также воспевает в музыке природную красоту нашего края. Его произведение «Концерт№2», наполнено музыкальными звуками, создающими колоритную красоту природы нашего края.

Слушание музыки Антона Никонова "Концерт №2"

(просмотр слайдов – картины художника Пластова)

Музыкальный руководитель. Музыка созвучна с картинами художника А. Пластова. Как и сама природа на картинах то увядает, а то и расцветает пышным цветом, так и мелодия - то становится тихой, лёгкой, мягкой, а то громкой и тревожной.

Итак, я предлагаю высказать своё мнение. Какие картины рисует музыка? Какими чувствам она наполнена? Какие образы рождаются при прослушивании музыки? Какие звуки природы вы услышали и увидели на картинах художника Пластова? Звуки какого инструмента вы услышали в музыке? Ответы: музыка вызывает хорошее, приятное, доброе чувство любви к природе, мы услышали шелест листопада, прохладный ветерок среди деревьев, звон прозрачного воздуха и т. д. ;. музыку играет пианист.

Музыка звучала тяжело и грозно? Ответы: музыка звучала легко и воздушно.

Музыка всегда звучала одинаково, или она менялась? Ответы: вначале музыка громкая, сильная, в середине тихая и нежная, светлая и робкая, и в заключение снова громкая, мощная.

А если музыка сначала громкая, затем тихая, затем опять громкая, сколько частей в музыке? Ответы: в музыке три части.

Когда вы слушали музыку, фантазировали ли вы? А о чём? Ответы : переносились в мечтах в то время, когда всё просыпается ото сна, солнце как бы лениво поднимается, освещая всё вокруг, когда становится прозрачным воздух. Значит музыку Антона Никонова можно назвать «мечтательной», «солнечной», «прозрачной»? Давайте вместе повторим все характерные слова, подходящие к прослушанной музыке. Вместе с детьми – музыка лёгкая, воздушная, солнечная, прозрачная.

Я думаю, ребята, вы не остались равнодушными при прослушивании, и на ум тут же приходят вот такие стихи о Родине:

«Что такое Родина?» - маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой:

Это наша Родина – милая Россия! Нет другой на свете Родины такой!

В сердце ты у каждого Родина-Россия, нет тебя привольнее, нет тебя красивей,

Нет другой на свете Родины такой!»

А наша с вами Родина, это?. Ответы: наш родной город Ульяновск.

И мы сейчас исполним первый куплет песни про Ульяновск, затем постараемся доучить песню до конца

Песня «Мой Ульяновск»

Музыкальный руководитель. Ребята, мы спели песню о любимом городе, какие звуки вы услышали? Ответы: весёлые, торжественные, нежные и т. д. А самое главное, какие звуки были….ответы: музыкальными. В каком темпо-ритме поётся песня? Ответы: песня поётся в быстром темпе. Какими приёмами и способами исполняли песню? Ответы: то напевно, то отрывисто.

Молодцы, ребята! Сейчас предлагаю побывать за городом, а именно в Инзенской области, ведь именно там зародилась игра «Колдунчики». Кстати, ребята, какие звуки мы найдём в музыкальной игре? Ответы: музыкальные. Почему? Ответы: потому что в игре мы поём голосом.

Русская народная игра «Колдунчики»

(Игра записана в селе Большие Озимки Инзенского района Ульяновской области)

Ведущий держит ладонь горизонтально, другие игроки кладут на ладонь по одному пальцу. Далее пропеваются слова:

Мама, папа есть хочу, булку с маслом не хочу.

А пряничек «ам» - никому не дам!

При последних словах ведущий сжимает ладонь в кулак. Чей палец поймался в кулак, тот и будет «колдунчиком». «Колдунчик» догоняет остальных ребят.

Релаксация

После игры дети остаются в центре зала.

Музыкальный руководитель. Конечно, интересных и необычных мест в нашей родной сторонке много, и можно постоянно слушать трели соловья, плеск волн широкой реки Волги, бесконечно играть в народные игры и петь песни местных авторов о нашем городе, но ясно одно – мы любим то место, где мы родились, где растём и узнаём много нового. Ребята, а что вы узнали сегодня на занятии нового? Ответы: познакомились с композитором А. Никоновым, с картинами художника А. Пластова, узнали, что игра «Колдунчики» зародилась в Ульяновской области. Так какими же бывают звуки? Ответы: музыкальными и немузыкальными. А что вам понравилось больше всего? Ответы: игра, когда узнавали музыкальные и немузыкальные звуки; игра «Колдунчики», слушание музыки, пение песни об Ульяновске.

На этом наше занятие закончено, до свидания! Дети говорят «до свидания» гостям, друг за другом выходят из зала.

Публикации по теме:

«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности Цель занятия: содействия всестороннему развитию личности дошкольника через театр и музыку. Задачи: 1. Приобщение детей к театральной культуре.

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров»Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров» Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров» (патриотическое воспитание). Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Поволжье — край родной». Открытое занятие по музыкальной деятельности
Опубликовано: 13 декабря 2024 в 13:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Поволжье — край родной». Открытое занятие по музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ханипова (УИ 2894894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД