Татьяна Федулова
Открытое занятие по ФЭМП «Путешествие в волшебный лес» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:1. Обобщить полученные знания. закрепить умения по всему пройденному материалу:количество и счет в пределах 5;порядковый счет;умение сравнивать предметы по величине;умение соотносить цифру с количеством;умение сравнивать две группы предметов разных по форме,определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар;ориентировка в пространстве и во времени;умение называть и различать геометрические фигуры.
2. развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет умственных действий (анализ,синтез,сравнение,обобщение)
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП „Путешествие в волшебный лес“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3. Воспитывать интерес к математике и желание работать в коллективе. развивать усидчивость,внимание,терпение,мелкую моторику. Учить умению выслушивать ответы друг друга,отвечать полным ответом.
Методы и приемы:сюрпризный момент,создание проблемной ситуации,рассматривание,сравнение,вопросы,ответы,игра,работа у доски,итог.
Материалы и оборудование:мягкая игрушка Домовенок Кузя;аудиозапись (запись голоса бабы Яги на диске,песня "Волшебный лес" исп. Е. Смирнова,мелодия из к/ф "Усатый нянь",плакат"Три ёлочки с птичками",резиновые игрушки:белка,мишка,лисичка,зайчик,волк;ватман с вырезанными на нем геометрическими фигурами;ватман с нарисованными геометрическими фигурами (одеяло мишки).
Раздаточный материал:двухполосные счетные карточки;карточки с изображением снегирей и синичек по 5 шт. на каждого ребенка);карточки с изображением белочек и орешков;геометрические фигуры из картона белого цвета на каждого ребенка.
ХОД НОД
Орг. момент
Воспитатель приглашает детей подойти к нему и сделать ровный круг:
Собрались все дети в круг,
Ты-мой друг,и я-твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята,давайте улыбнемся друг другу,подарим улыбки нашим гостям и поздороваемся. А знаете,почему к нам сегодня пришли гости?Они хотят посмотреть,как вы умеете играть,считать,и какие вы все внимательные и сообразительные.
-Ой,ребята,а вы помните,кто к нам сегодня очень хотел прийти поиграть,научиться считать?Наш старый знакомый. (Кузя)Но где же Кузя?Что-то я его не вижу. А вы?Не знаете,почему он не пришел?Может,что-то с ним случилось?
(стук в дверь, почтальон принёс конверт)
-Ребята, интересно, от кого это письмо? Давайте конверт откроем. А тут звуковое письмо, давайте его послушаем и все узнаем.
(голос на плёнке)
Здравствуйте, ребятки! Я-самая замечательная бабушка на свете, бабушка Яга. А ведь это я украла вашего Кузю. Старенькая я совсем стала. А он будет у меня полы мыть в избушке, столы мне накрывать. Коль вернуть его хотите, отправляйтесь в мой сказочный лес, мои задания выполняйте и Кузю своего забирайте.
- Ой, ребята, значит наш Кузя сейчас у бабы Яги. Ведь друзей в беде бросать нельзя. Надо выручать Кузю. А чтобы баба Яга его отпустила, надо выполнить все её задания. Вы же ребята смелые, дружные и друзьям своим всегда помогаете. Давайте поможем Кузе! Давайте?
Основная часть.
Баба Яга унесла Кузю в свой волшебный лес. На чем же можно добраться туда? Предлагаю полететь туда на волшебном ковре-самолёте. (развернуть ватман на полу).
- Ой, ребята, а ковёр - самолет-то у нас вот, с дырками. Это, наверное, бабушка Яга его так разрезала, чтобы мы не смогли на нем полететь. Но выход у нас есть - надо его починить. Нужно дырки закрыть заплатками. Посмотрите внимательно, какой формы надо подобрать заплатки (дети перечисляют, а одним словом- геометрические фигуры).
Давайте подберем заплатки и починим ковер-самолет.
Дидактическая игра «Подбери заплатку» (з ребенка)
- Посмотрите, правильно наши ребята починили ковер? Все заплатки на своих местах?
-Ну, вот, наш ковер-самолет и готов к полёту. Становитесь к нему поближе. Слушайте и делайте, как я:
Ножкой один раз топнем,
В ладошки два раза хлопнем,
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмемся.
Будем Кузю мы спасать,
Задания бабы Яги выполнять.
Расставляем руки в стороны и «летим» под песню «Волшебный лес».
-Ребята, вот и добрались мы до волшебного леса. Но тут что-то совсем никого нет.
-Ау, Бабушка Яга, ты где? Наверное, все звери испугались Бабы Яги и спрятались. Смотрите, тут для нас хитрая Баба Яга оставила снежинку с заданием.
Это первое задание для нас.
Я зверей всех распугала,
А теперь мне скучно стало.
Их верните поскорей,
В лесу скучно без зверей!
Моделирование из геометрических фигур.
-Ребята, чтобы вернуть всех зверей в лес, нам надо собрать их из геометрических фигур. Садитесь скорее на свои стульчики за столы. Кто живет в лесу волшебном, мы с вами узнаем, когда соберем их. А чтобы наши пальчики ловко и быстро собрали зверят, давайте сделаем зарядку для пальчиков:
Пальчиковая гимнастика
Скачет белка-шалунишка, (пальчики прыгают по столу)
Рвёт с сосновых веток шишки, (изображаем руками, сжимая кулачки)
Лапками сжимает ловко (сжимаем-разжимаем кулачки)
И несёт в свою кладовку (пальчики бегают по столу)
(каждый ребенок собирает одну фигурку животного)
-Кто получился у тебя, Аня? Из каких геометрических фигур ты собрала? Из чего ушки? Почему треугольник так называется? Почему круг так называется? Чем отличается круг от квадрата? Замечательные звери у вас получились! Теперь и в лесу волшебном не будет так пусто.
-Ребята, смотрите, звери собрались все на полянке. Идите скорее сюда. /на ковре возле пенёчка лежит снежинка с заданием от Бабы Яги:
Это жители лесные.
Назовите, кто такие?
Их вы, детки, посчитайте,
С ними в прятки поиграйте!/
-Ребята, какие звери прибежали на полянку (называют зверей). Ребята, а какое сейчас время года (зима) А что мишка зимой делает (спит). Звери расшумелись и разбудили его. Смотрите, он совсем не злой и рад встрече с вами. Ребята, давайте посчитаем, сколько зверей сидит на поляне. (один,два,три,четыре,пять). А теперь посчитаем в обратном порядке (пять, четыре, три, два, один).
Кто сидит первый? Кто последний? А каким по счету сидит зайка (третий) Белочка (вторая) Лисичка (четвертая) Вы любите играть в прятки? Вот и звери очень любят играть в прятки.
-Раз,два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть.
Глазки закрывайте, кто спрятался угадайте.
Ориентирование в пространстве.
(воспитатель убирает одну игрушку, дети называют, кого не стало, и где он сидел, каким по счёту и между кем и кем)
-Понравилось вам, ребята, играть с лесными жителями? А мишка предлагает вам сыграть с ним в игру.
(голосом мишки): - Вы, ребята, погодите, где сижу я, назовите!
Игра с Мишкой.
Воспитатель перемещает мишку на пенек, за пенек, перед пеньком, справа от пенька. Дети называют, где мишка находится.
- Ребята, мишка прыгал и устал, хочет спать. Давайте подарим ему одеяло, чтобы спалось мишке теплее. Подарим? Только надо рассказать мишке, какой узор изображен на одеяле.
(разворачиваем «коврик»)
-Ребята, скажите, что нарисовано в центре одеяла? Что в верхнем правом углу? Что в нижнем правом углу? Что в верхнем левом углу? Что в верхнем правом? Всё вы знаете, молодцы! Отдадим одеяло мишке и попрощаемся со зверями. (До свидания) А нас ждут еще задания. Кузю нам надо вернуть.
-Молодцы, справились с заданием Бабы Яги! Наверное, немного устали. Давайте немного отдохнём.
Физ. минутка
Раз- поднялись, потянулись,
Два- согнулись, разогнулись,
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать,
И пойдем Кузю искать.
-Кто это так громко кричит в волшебном лесу, спорит?/ Воспитатель показывает детям карточки с изображением белочек с корзинками, на корзинках у них написаны цифры; и карточки, на которых нарисованы орешки)
-Ребята, оказывается, это белочки так шумят в лесу. Они никак не могут поделить орешки между собой, потому что не знают цифры и не умеют считать. А вот и снежинка с заданием от Бабы Яги. Она у вас спрашивает: вы умеете считать? И цифры знаете? Тогда вам такое задание:
Белочек вы помирите
И орешки поделите.
Вам помогут цифры-стрелки
На корзинке каждой белки.
Игра на соотнесение цифры с количеством.
-Возьмите каждый по карточке. Чтобы помирить белочек, вам надо встать парами. А как найти себе пару? Цифра на корзинке у белочки вам подскажет, сколько орешков она собрала. Количество орешков и цифра у белочки должны совпадать.
-Раз, два, три, пару свою найди. (дети ищут свои пары)
-Какая цифра у твоей белочки? А у тебя сколько орешков? Правильно вы встали парой?
Попросить одного из детей проверить, правильно ли встали все пары.
-Какие вы умнички! Поделили орешки между белочками. Теперь они больше ссориться не будут. И в лесу волшебном стало тихо и спокойно. Опять справились с заданием бабы Яги. (собрать карточки)
-Посмотрите, ребята,какие пушистые и зеленые елочки стоят. Сколько их (три) Елочки все одинаковой высоты (нет) Эта ёлочка какая (самая низкая) А эта ёлочка (повыше) А эта (самая высокая) А на елочках сидят птички. Какие птички сидят на самой низкой ёлочке (снегири) А на ёлочке повыше (синички).А вот и снежинка с заданием от Бабы Яги:
Тут заданье непростое,
Вам не справиться никак!
Птичек надо посчитать,
Каких больше назвать.
-Ребята, давайте постараемся! Сколько снегирей сидит на этой ёлочке(5) Сколько синичек на этой(4) Каких птичек больше снегирей или синичек? Каких меньше? Как вы узнали, каких птичек больше, а каких меньше (посчитали). На сколько снегирей больше, чем синичек (на одного)
-Ребята, а какой еще есть способ, чтобы сравнить и узнать, кого больше, а кого меньше (надо поставить парами). Садитесь скорее за столы.
/Один ребенок у ёлочки, остальные садятся за столы. /
Работа с двухполосными карточками. Равенство и неравенство двух групп предметов на основе сопоставления пар.
-Перелетают наши снегири на самую высокую ёлочку (ребенок переставляет снегирей в одну линию на высокую ёлку).А у вас, ребята, снегири садятся на верхнюю строчку в карточке. /Дети за столами расставляют снегирей/. А к снегирям и синички решили перелететь,чтобы скучно не было. /Ребенок переставляет синичек на среднюю ёлку, ниже снегирей, чтобы получились пары/. А у ребят за столами синички садятся на нижнюю строчку карточки, образуя со снегирями пары. Посмотрите, у каждой птички есть пара? Какая птичка осталась без пары (снегирь).Значит, снегирей больше. А сколько снегирей осталось без пары (один). Значит, снегирей больше, чем синичек, на сколько (на одного). Ребятки, а как сделать, чтобы снегирей и синичек стало поровну? Нужно, чтобы прилетела еще одна синичка (ребенок ставит на елку пятую синичку).Сколько теперь стало синичек(5) У всех птичек есть пары (да) Значит, их поровну. А ещё как можно сделать, чтобы птичек стало поровну? Надо, чтобы один снегирь улетел на другую елочку (ребенок показывает).Сколько осталось снегирей(4)А синичек(4).У каждой птички есть пара? Значит, снегирей и синичек поровну. Посчитали мы птичек, сравнили, кого больше. Давайте посадим всех птичек вместе, чтобы их было поровну, так им будет веселее.
-Хоть и сложные задания придумала для вас хитрая баба Яга, но вы и с этим справились!
Звучит голос бабы Яги: Ну,что,ребятки, все задания мои выполнили!Подумала я и решила вернуть вам вашего Кузю. Так и быть. Старались вы, порядок в волшебном лесу навели. Поняла я, что выполните все, что ни скажу, лишь бы друга своего выручить. Возвращайтесь в свой детский сад, верну я вам вашего Кузю. А за все ваши старания передаю с ним для вас гостинцы. Вы уж на меня не обижайтесь!
-Ребятки, значит, нам пора возвращаться в детский сад.
Ориентирование во времени.
- Долго мы искали нашего Кузю. Мы отправились за ним в волшебный лес утром. А что идёт за утром, ребята (день)
-А потом наступит (вечер)
-А после вечера (ночь)
-После ночи опять придёт (утро)
-Но нам с вами надо поторопиться, чтобы успеть в детский сад к обеду.
Вот наш ковер-самолет. Становитесь дружно…Давайте скажем волшебные слова:
Ножкой один раз топнем,
В ладошки два раза хлопнем,
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмемся,
В детский сад к себе вернёмся.
-Вот мы снова в детском саду. А вот и наш Кузя с гостинцами от Бабы Яги.
Итог.
Он очень рад встрече с вами. Давайте ему расскажем, куда нам пришлось отправиться в путешествие, чтобы его вернуть? Что мы делали, чтобы его отпустила Баба Яга (выполняли её задания).Сложные были задания? Какое было самое сложное? Самое простое? Главное, что вы были дружные, внимательные, сообразительные, хорошо считали.
-Поскольку путешествие наше счастливо закончилось, Кузя приглашает вас к столу, попробовать угощения.