Клочко Юлия
Открытое занятие по ФЭМП «Путешествие в страну математики» (старший дошкольный возраст)
Возраст воспитанников : старший дошкольный (седьмой год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная.
Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в счёте в пределах 20;
- Закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа.
- Закрепить умение соотносить количество с цифрой.
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП „Путешествие в страну математики“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать учить решать арифметические задачи, выделять условие, вопрос, решение, ответ.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
- Закрепить умение ориентироваться на плоскости.
- Закрепить умение описывать геометрическую фигуру по четырём признакам (блоки Дьенеша).
- Закрепить умение различать понятия: право – лево, вверх - вниз.
- Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Речевые:
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия
Методические приё мы:
Игровой: использование сюрпризных моментов.
Наглядный: использование карточек, схем.
Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Ну-ка, все встали в круг
За руки все взялись, вдруг.
Будем рядом стоять,
Ручками махать.
Начинаем заниматься,
Будем весь урок стараться.
Повторять, не зевать,
Все запоминать.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас замечательные гости, давайте мы их порадуем своими улыбками, знаниями и умениями.
-Начинаем с зарядки для ума. Слушайте вопрос и стараемся дать полный ответ.
1. -Какой сегодня день недели?
2. -Какой день недели был вчера?
3. -Назови день недели между понедельником и средой.
4. -В какой стране ты живёшь?
5. -Что бывает круглой формы?
6. -Сколько ног у двух гусей?
7. -Кто работает в детском саду?
8. -Кто старше : мама или бабушка?
9. -Назови по порядку части суток.
10. -Что лишнее: Соня, Саша, Сидоров, Аня? Почему?
11. -Сколько цветов у светофора?
12. -Закончи предложение: - «Машина едет по дороге, а пешеход идёт по. ?
13. -Что бывает мягким?
14. -Кто управляет самолетом?
15. -Назови одним словом: автобус, грузовик, мотоцикл, поезд.
16. -Назови самое тёплое время года.
17. -Скажи наоборот: грустный - … Ребята,вы молодцы, вы многое уже знаете.
Звучит тревожная громкая музыка. Стук в дверь. Воспитатель соседней группы заглядывает и передаёт письмо.
- Здравствуйте, извините, вам просили передать письмо!
- Здравствуйте. Как неожиданно… София, возьми пожалуйста и принеси нам письмо. Интересно утро начинается… Посмотрим, что за письмо. - От кого? От королевы математики! Чудеса какие!
Читаю письмо:
«Дорогое дети! Коварный дракон залетел в моё королевство. Разрушает весь порядок чисел, заточил геометрические фигуры в глубокий колодец… мне нужна помощь дружных, отважных и сообразительных детей. Очень рассчитываю на вас».
- Дети, как вы думаете, сможем мы помочь королеве математики?
- Пойдем на помощь? - Однако, путь предстоит опасный, нелёгкий, сказочный…
- Тогда, смелые и отважные, вперёд!
- Закройте глаза. Волшебство начинается!
Звучит музыка воды. Перед детьми большие пластмассовые кубики с цифрами.
- Друзья мои, мы попали на берег бурной волшебной реки. Дракон разрушил мост и разбросал математические кубики, чтобы никто не смог войти в страну математики. Нам нужно собрать кубики с цифрами и встать по порядку.
Дети встают в ряд с «камушками» в руках.
- Давид, подойди ко мне, посмотри, все правильно встали, никто не нарушил порядок чисел.
- Макар, какая у тебя цифра на кубике? Назови последующее.
- Матвей, какой номер кубика у тебя? Назови предыдущее.
- Соня, назови соседей своего числа.
- Захар, назови соседнее число слева от тебя
- Соня, назови соседнее число справа от тебя
Если дети отвечают неверно:
- Интересное мнение. Кто-нибудь думает по-другому?
Если отвечают верно:
-Молодец. Ты правильно сказал. Как здорово, что ты это знаешь (поминаешь).
Если отвечают не знаю:
-Хорошо,а хотел бы ты узнать?
Положите кубики перед собой. Повернитесь направо. Идём друг за другом мимо кубиков.
Встаньте в ряд.
Волшебное, опасное путешествие продолжается. Возьмитесь все за руки. Только дружно, сообща, вместе мы сможем продолжить путь.
Дракон даёт нам хитрые задания, он уверен, что мы не сможем выполнить их и спасти жителей математики.
И так первое задание:
Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл
Два – под берёзой, один – у осины
Сколько грибов в плетёной корзине?
- Дети, скажите, что это за задание? - Правильно, это задача. Вы молодцы.
Кто сможет назвать части задачи? (условие, вопрос, решение, ответ).
- Макар, повтори условие задачи.
- Захар, какой вопрос поставлен в задаче?
- Матвей, как решить задачу? Чтобы решить задачу, надо к 2 прибавить 1
- София, какой ответ в задаче? Ответ: 3 гриба.
- Давид, повтори решение и ответ задачи. 2+1=3 гриба.
- Друзья мои, вы большие молодцы! Справились с трудным заданием!
- Возьмитесь за руки и дружно вместе сделайте шаг вперёд!
Второе задание непростое… Надо хорошенько подумать.
Назовите 3 дня недели по порядку, не называя чисел и названий дней недели. (Вчера, сегодня, завтра.)
- Умнички! Здорово!
- Дружно шаг вперёд!
Последнее задание хитрого дракона. Слушайте задачу.
На поляне стояла берёза.
У берёзы 6 веток больших
И 4 ветки маленьких.
На каждой ветке по 1 яблоку.
Сколько яблок на берёзе?
- Шаг вперёд! Здорово! Все большие молодцы!
- Мы подошли к пещере, куда хитрый и коварный дракон заманил жителей математики. Пойдём дальше? Не страшно? - Какие вы отважные и дружные!
Осторожно пролезаем в пещеру, как всё таинственно, сказочно
(стол накрытый пледом).
Звучит тревожная музыка. Перед детьми стоит сундук, который раньше был накрыт тканью.
- Дети, как вы думаете, что это? Волшебный ларец!
- Не могу его открыть… Что нужно, чтобы открыть волшебный ларец? Волшебные слова, ключ?
- Сейчас мы узнаем! Садитесь, ребята, за столы. Все помним, как надо садиться и сидеть за столом. Игра «Кто тише сядет»
Ужасный дракон даёт нам новое испытание – графический диктант! Будьте внимательны.
- Друзья мои, найдите на листе точку, поставьте на неё простой карандаш. Спинки ровные, ножки рядышком со стулом. Сконцентрируйтесь.
- Поднимите руку, у кого получился ключ? Ураа! Волшебный ключ к нашему ларцу!
Скоро мы спасем всех жителей страны Математики.
Беру на руки ларец, прикладываю ключи.
Волшебным ключиком откроем заветный ларец. Так много всего!
(достаю картинку с изображением геометрических фигур, наложенных друг на друга)
- Какая необычная картина! Всмотритесь внимательно. Достаньте из набора г/фигуры, которые увидели.
- Сколько треугольников увидел на картине Захар?
- Макар, сколько кругов нашла на картине?
- Сколько квадратов на столе у Софии?
- Сколько прямоугольников достала Матвея?
- Сколько всего геометрических Соня?
- Молодцы! Какие вы внимательные!
Достаю следующую картинку
- Что изображено на картине? Дом. Посчитайте, и скажите, сколько геометрических фигур изображено на картинке? Дети, задание не простое, нужно найти как можно больше фигур. Всмотритесь внимательно, здесь фигуры спрятаны друг в друга. Не спешите.
- Матвей, сколько геометрических фигур ты нашел?
- Давид, а ты сколько насчитал?
- Соня, у тебя сколько получилось? Покажи нам всем, пожалуйста, все фигуры, какие нашла. Считаем все вместе.
- Да, сложное задание! Даже глазки устали.
Закройте глаза, сделайте вдох – выдох. Откройте.
физминутка
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса,
Глазки наши отдыхают, упражненья выполняют (сильно зажмурьтесь)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим,
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз. Глазки к носу заведём, влево – вправо повернём
Что ж, друзья, пора за дело
Приниматься быстро, смело.
- Ой, ребята, сколько писем! Всем хватит! Подойдите ко мне, пожалуйста, возьмите карту, на ней написана цифра. Соединим столы, чтобы было удобнее вместе работать с письмами.
Найдите свою карту, сверив в верхнем левом углу номер своего письма и номер карты. Читаем письмо снизу вверх. Будьте внимательны.
- Давид, у тебя совпадает номер карты с номером письма?
- Захар, с чего начнём поиск?
- София, какого жителя математики тебе надо спасти? По какой дороге пойдём?
- Саша, от кого тебе письмо пришло?
-Отлично. У всех все получается.
В это время помощник воспитателя кладёт обручи на ковёр, и выкладывает в него набор блоков Дьенеша.
- Коварный и ужасный дракон хочет превратить жителей в жадных дракончиков и поместил их в волшебный колодец. Друзья мои, запомните геометрическую фигуру, которую нашли в домике! Найдите в колодце свою фигуру и аккуратно возьмите её, да сами не угодите в него!
- Чтобы закончились коварства дракона, надо рассказать о своей фигуре по схеме. Матвей, расскажи о своей фигуре, пожалуйста, по четырём признакам.
- У меня фигура круглой формы, синего цвета, большого размера, толстая.
- Соня, расколдуй скорее свою фигуру!
- Моя фигура треугольной формы, красного цвета, маленького размера, тонкая.
- Молодцы! Друзья, вы справились со всеми заданиями.
- Мы помогли королеве математики навести порядок. Но нам надо спешить обратно! Аккуратно сложите фигуры в их домик- коробку и выбираемся из пещеры!
Звучит радостная музыка.
Идём по собранным кубикам в обратном направлении и встаём в круг.
Звучит музыка леса и воды.
Ребята, понравилось путешествие? Интересные были задания? Какое задание понравилось Веронике? Вика, что тебе запомнилось? Какое самое трудное задание было для Сафии? Что понравилось Семёну?
Друзья мои, вы все молодцы. У нас все получилось потому, что вы старались. И я вам скажу, что впереди нас ждет еще много приключений.
А сейчас нам пора заканчивать наше путешествие и сказать нашей математике спасибо, за то, что учит нас все время чему-то новому.