Елена Таболько
«Путешествие по сказке «Колобок». Форма, цвет, размер, количество». Открытое занятие по ФЭМП для детей от 2-х до 3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по сказке «Колобок»
Цель: закрепление элементарных математических представлений, об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира, таких как форма, цвет, размер, количество.
Задачи:
Обучающие:
- Упражнять детей в сравнении двух групп предметов путем приложения и наложения, учить обозначать результаты сравнения словами: «поровну», «одинаково», «сколько», «столько», «больше», «меньше».
- Закреплять понятия: «один», «много».
- Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры такие как круг, квадрат и треугольник.
- Упражнять детей в умении выделять основные признаки предметов такие как форма, величина и цвет.
- Упражнять детей в умении сравнивать два предмета длине, обозначать результат сравнения словами: «длинный» - «короткий».
Развивающие:
- Развивать у детей зрительное внимание, память, логическое мышление.
- Развивать у детей общую моторику, двигательную активность.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей такие качества, как отзывчивость, доброта и интерес к математике.
Предварительная работа:
- Чтение сказок.
- Дидактические игры по ФЭМП и сенсорному развитию: «Сколько, столько», «Угостим зверят», «Найди такую же фигуру», «На что похожа фигура», «Выложи картинку», «Разложи по длине», «Проводи зверят домой», «Скажи, какой».
- Отгадывание загадок про сказочных героев.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы:
- Игровой.
- Наглядный.
- Вопросы к детям.
- Использование художественной литературы.
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Мольберт.
Демонстрационный материал:
- Слайд: бабушка, волк, медведь, лиса, колобок, домик лисы, сундучок, круг, квадрат, треугольник.
-Мольберт: заяц, волк, медведь
- 2 макета дорожек разной длины и цвета.
Раздаточный материал:
- Геометрические фигуры (круг диаметром 5см, квадрат 10х10см, треугольник равнобедренный со стороной 8 см) на каждого ребенка.
- На каждого ребенка флажок, маленький заяц, морковка.
Ход НОД
I. Вводная часть.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А давайте поздороваемся с друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что же находится внутри этой посылки? (Воспитатель распаковывает посылку и достаёт блоки Дьенеша).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое?
Дети: Это фигуры! (Другие ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это геометрические фигуры. Ребята, они одинаковые?
Дети: Нет! Они разные. (Дети рассматривают фигуры и отвечают).
Желтые, красные, синие! Большие, маленькие! Толстые, тонкие!
Воспитатель:
Сегодня, с помощью этих блоков, мы с вами отправимся в сказочный лес. Возможно, во время путешествия кому-то понадобится наша помощь, вы согласны помочь обитателям сказочного леса?
Дети: отвечают на вопрос.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в наше путешествие на поезде (поезд из стульчиков, на спинках которых приклеены фигуры). Чтобы сесть в поезд нужны билеты (билетами служат блоки Дьенеша). Я раздам всем билеты. Чтобы занять свое место, вам нужно найти фигуру такого же цвета и формы. Будьте внимательны!
(Дети рассаживаются, едут, воспитатель читает стихотворение).
Звук паровоза
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз.
Дым пуская на лету,
Паровоз гудит: ту-ту!
Слайд1 Заставка
Слайд 2 лес
Воспитатель: вот и попали мы в лес полный сказок и чудес. Как же здесь красиво. Ребята, а что растёт в лесу?
Дети: Деревья
Воспитатель: Давайте поиграем. Деревья бывают какие?
Дети: Высокие и низкие (сопровождают движениями).
Воспитатель: Стволы у них бывают какие?
Дети: Толстые и тонкие (сопровождают движениями).
Воспитатель: Ствол – один, а веток - …
Дети: Много.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Посмотрите сколько цветов на полянке. Давайте понюхаем, как они приятно пахнут.
Дыхательная гимнастика:
За цветами наблюдаем,
Аромат мы их вдыхаем.
(Глубокий вдох через нос и продолжительный выдох через рот произносим звук «А». 3-4 раза).
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? А хотите прямо сейчас попасть в сказку? Сейчас мы узнаем в какую сказку мы попадём.
«Я - волшебный сундучок,
Посмотри на мой бочок,
Ты загадку прочитай,
И скорее отгадай.
(звук сундука)
Загадка
Прямо с полки за порог
Убежал румяный бок,
Укатился наш дружок,
Кто же это?
Слайд 3 (Колобок)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Давайте все закроем глаза и скажем волшебные слова:
Дружно хлопнем, раз, два, три.
Сказка дверь нам отвори!
Слайд 4 Открытие двереё
Слайд 5
Воспитатель:
Жили-были дед и баба на полянке у реки.
И любили очень-очень на сметане колобки.
Бабка тесто замесила, колобка она слепила.
Слайд 6
В печь его поставила, там его оставила.
Слайд 7
Вышел он румян, пригож и на солнышко похож.
Слайд 8
Он остыть хотел немножко и улегся на окошко.
Слайд 9
Но случилась с ним беда -
Рыжехвостая лиса утащила колобка.
Воспитатель: Бабушка переживает, что лиса колобка утащила. Ребята, давайте поможем бабушке, найдем колобка и вернем его домой. Поможем?
Дети: Да, поможем!
II. Основная часть.
Воспитатель: Давайте вспомним героев сказки.
Ребята, кого колобок на своем пути встретил первым?
Дети: Зайца.
Воспитатель: Вот к нему-то мы и пойдем. (лужи мягкие модули)
Чтобы к зайцу нам прийти,
Нужно лужи перейти,
Ноги выше поднимаем,
Через лужицы шагаем.
Мольберт. (один большой и маленькие зайчата, морковки по количеству зайчат)
Воспитатель: А вот и зайка!
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с зайцем.
Дети: Здравствуй, зайка!
Воспитатель: Ребята, а у зайца есть младшие братья - зайчата. Посмотрите, сколько больших зайцев?
Дети: Один.
Воспитатель: Сколько маленьких?
Дети: Много.
Воспитатель: Что любят кушать зайцы?
Дети: Морковку.
Воспитатель: А давайте угостим зайчат морковкой (Дети по очереди дают морковку, морковок на одну меньше чем зайчиков).
Воспитатель: Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок?
Дети: Зайчиков больше, чем морковок.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну или одинаковое количество?
Дети: Добавить морковку.
Воспитатель: Теперь зайчиков и морковок стало?
Дети: Поровну.
Воспитатель: Ребята давайте с зайчиками поиграем.
Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышли зайки погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайками играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любят зайки поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хотят лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Воспитатель: Ребята, зайчат мы угостили, поиграли с ними. Пора нам идти дальше. Скажем зайчикам: «до свидания».
Дети: До свидания.
Воспитатель: Ребята, к кому мы пойдём дальше?
Дети: К волку.
Воспитатель: Вот к нему мы и пойдем.
По тропинке, по дорожке
Зашагали наши ножки.
По дорожке мы шагаем
И в ладоши ударяем.
Хлоп-хлоп-хлоп. Вот и пришли.
Мольберт
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с волком.
Дети: Здравствуй волк
Воспитатель: Ребята, у волка есть вот такие красивые домики.
Воспитатель: Какие домики по размеру?
Дети: большие и маленькие
Воспитатель: По цвету?
Дети: желтые, красные, синие
Воспитатель: Сколько больших домиков?
Дети: три
Воспитатель: А маленьких
Дети: два
Воспитатель: Каких больше?
Воспитатель: Давайте проверим – составляем пары:
большой красный – маленький красный,
большой синий – маленький синий,
большой желтый -.? .
Вывод : не хватает маленького желтого домика
Воспитатель: Молодцы! (воспитатель кладет на стол домик)
Волк: Спасибо, ребята, за помощь. Ой, что лиса еще наделала! Она потушила огоньки в домиках.
Воспитатель: Ребята, волку очень нравятся такие домики? Домики красивые, в них есть окошки, но только свет в окошках не горит. Хотите зажечь огоньки? У меня в мешочке есть волшебные огоньки. Каждый по очереди будет доставать огонек из мешочка, рассказывать нам, какой у него огонек и зажить огонек в окошке в соответствующем домике. Как вы думаете, в синем большом домике какие будут гореть огоньки?
Дети: синие большие, а в синем маленьком домике синие маленькие.
Воспитатель: Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: 1,2,3 – зажигайте огоньки!
Воспитатель: Молодцы! Какой красивый разноцветный город у нас получился!
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли волку. Скажем волку: «До свидания».
Дети: До свидания.
Воспитатель: Ребята, нам пора дальше идти. К кому мы пойдём дальше?
Дети: К медведю.
Воспитатель: Вот к нему мы и пойдём.
По лесным дорожкам
Ходят наши ножки.
Топ-топ-топ
Ходят наши ножки.
Шли, шли, шли,
К в гости к мишке мы пришли.
Мольберт
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с мишкой.
Дети: Здравствуй.
Воспитатель: Ребята, но у нашего Мишутки почти нет друзей, и ему бывает не с кем поиграть. У меня есть карточки с изображением разных животных. Сейчас мы из наших волшебных блоков соберём для мишки новых друзей.
Воспитатель: Ребята, как много друзей появилось у Мишутки! Спасибо вам, теперь ему будет с кем поиграть! Давайте скажем ему: «До свидания».
Дети: До свидания.
Медведь: Спасибо, ребята!
Макет дорожек.
Воспитатель: Ребята, мишка подсказал нам, что колобка нужно искать в домике лисы. Для этого нужно пройти по длинной дорожке, их здесь две. Дорожки по длине одинаковые или разные?
Дети: Разные.
Воспитатель: Какая из них длинная, какая короткая? Ребята, давайте проверим. Способом приложения или наложения.
Дети: Дети проверяют.
Воспитатель: Ребята, пойдем к лисе.
По длинной дорожке зашагали наши ножки,
Долго-долго-долго шли, наконец пришли!
Макет домика
Воспитатель: Ребята, посмотрите вот и домик лисы. Давайте постучим, тук-тук-тук.
Голос лисы: слышу, слышу, кто пришел? зачем пришли?
Дети: Это мы пришли за колобком, отдай его нам!
Голос лисы: не отдам!
Дети: ну дедушка с бабушкой горюют, слёзы льют.
Голос лисы: Ну хорошо соберите тогда для меня красивые бусы и я отдам вам колобка.
Воспитатель: Ребята, лиса хочет, что бы вы собрали ей красивые бусы из волшебных блоков. Соберем для лисы бусы?
Дети: Да
Голос лисы: Спасибо вам за красивые бусы.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем лисе «спасибо, до свидания».
Дети: Спасибо. До свидания.
Слайд 10
Воспитатель: Ребята, вот мы и нашли колобка, давайте положим колобка на окно, дедушка с бабушкой увидят и обрадуются.
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться Давайте все закроем глаза и скажем волшебные слова:
Повернемся, раз, два, три
Сказка дверь нам отвори!
Воспитатель: Вот мы и вернулись из сказки, занимаем свои места в нашем паровозе и отправляемся в детский сад.
(Дети рассаживаются, едут, воспитатель читает стихотворение).
Звук паровоза
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз.
Дым пуская на лету,
Паровоз гудит: ту-ту!
Воспитатель: Вот и снова мы в детском саду.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кого мы встретили по дороге?
Дети: Зайца, волка, медведя, лису.
Воспитатель: Что мы делали?
Дети: Мы им помогали.
Воспитатель: Как мы зайчатам помогали?
Дети: Угостили морковкой, поиграли с ними.
Воспитатель: Как мы волку помогали?
Дети: Помогли зажечь огоньки в домиках
Воспитатель: Что делали мы у мишки?
Дети: помогли найти ему друзей
Воспитатель: Ребята что то было для вас трудным?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Сделали много добрых дел - помогли зверям и спасли от лисы колобка.
Ребята, давайте нашим гостям скажем: «До свидания».
Дети: «До свидания!»