Наталья Грудцына
«Число 0. Цифра 0». Открытое занятие по формированию математических представлений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по формированию математических представлений
Тема "Число 0. Цифра 0" (подготовительная группа)
___
Цель: закрепление представлений о числе и цифре «0».
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить представления о числе 0 и цифре 0.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
- Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитать интерес к математическим занятиям;
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, умение контролировать свои действия.
Формировать умение работать в команде.
Материалы к занятию :
- числовой демонстрационный отрезок;
- картинки к логической задаче.
Раздаточный материал :
- геометрические фигуры (1-зеленая, 2-фиолетовых, 3-синих, 8-оранжевых);
- модели "мешков" на каждого ребенка;
- линейки;
Предварительная работа :
- Индивидуальная работа
- Рассматривание в рабочей тетради заданий
Ход занятия
Организационный этап
Пригласить детей в круг, поздороваться с гостями.
Воспитатель: Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
Ребята, отгадайте загадку, о какой сказке идет речь в какой сказке дед и баба остались без яйца.
«Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…»
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает … .
Дети: это сказка «Курочка Ряба»
В: Правильно! Давайте вместе вспомним сказку: «Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба…»
Что было дальше? (Дети рассказывают сказку до конца).
Воспитатель: Сколько золотых яиц осталось у деда с бабкой?
Дети: у деда с бабой осталось ноль яиц – нисколько.
Воспитатель: Какая цифра обозначает, что нет ни одного предмета? Покажите ее движением руки. (вос-ль вместе с детьми прописывают карандашом в воздухе цифру «0».
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с продолжим знакомство с числом и цифрой "0". Присаживайтесь за столы.
Основной этап
Воспитатель: Ребята, покажите число «0» на числовом отрезке.
Дети: показывают на линейке 0
В: Что обозначает число 0? Сколько это предметов?
Дети: 0 - нисколько, ни одного
В: - Где расположено число 0 на числовом отрезке
Дети: слева, в начале отсчета
Воспитатель: молодцы все правильно, скажите, какую сказку вы сейчас вспомнили?
Д: сказку - Курочка Ряба, в которой у деда с бабой ни осталось ни одного яйца, ноль.
В: Ребята, хотите отдохнуть за городом? Приглашаю в деревню, к бабушке и дедушке.
В: В гости к дедушке и бабушке в деревню приехали из города их внуки. Им было очень интересно посмотреть на домашних животных – побывать на скотном дворе, погулять по лесу, сходить на рыбалку. Эти дети живут в городе и о животных имеют почти такое представление, как в шуточном стихотворении
Сколько рук у поросенка?
Сколько ласт у индюшонка?
Сколько гребней у гуся?
Сколько ног у карася?
А как бы вы ответили на каждый этот вопрос?
Дети: ни одного, нисколько, ноль
Воспитатель: почему вы так ответили?
Дети: потому, что
- у поросенка копыта, а не руки
- у индюшонка лапки, а не ласты,
- у гуся нет гребешка
- а у карася плавники, а не руки.
Воспитатель: молодцы все правильно ответили.
Итог: Что вы сейчас сделали?
Д: Мы рассказали внукам, как выглядят домашние животные.
В: Молодцы, ребята. Дедушка с внуками решил сходить на рыбалку, но забыл их имена. Поможем дедушке вспомнить имена внуков? (да)
Чтобы помочь дедушке, слушайте внимательно логическую задачу и ответьте на вопрос.
В; Два брата, Вова и Вася ловили рыбу.
Не Вова поймал 3 рыбки.
Как зовут брата, поймавшего 3 рыбки?
Д: Брата, который поймал 3 рыбки зовут Вася.
В: Сколько рыб поймал Вова?
Дети: - Вова не поймал ни одной рыбки
Итог: Что мы делали?
Д: мы помогли дедушке вспомнить имена его внуков, решив логическую задачу.
В: Молодцы с задачей справились, так как хорошо умеете слушать и считать.
Сейчас немного отдохнем, выходите на зарядку
Физкультминутка «Зарядка»
Назвали все предметы по порядку.
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Воспитатель: Немного отдохнули, открываем тетрадь на странице 50, 5 и 0 (прописать на доске). Не забываем пользоваться закладкой. Все нашли эту страницу?
Дети: Да
Воспитатель: Посмотрите на задание 2, поставьте пальчик, чтобы я видела, что вы готовы.
(Дети работают с раздаточным материалом, первое действие дублируется на доске. Остальные ребята выполняют самостоятельно).
В: Бабушка попросила внучат сходить в магазин за покупками. Поможем им сделать покупки и все сосчитать.
Д: Поможем.
В: Решать примеры мы будем, используя для решения мешочки. Итак, разбираем первый пример вместе
А) 1+0=?
• Положите в первый мешок 1 зеленый треугольник. Посмотрите на запись – сколько фигур надо положить во второй мешок?
Д: (Нисколько)
• Сложите все фигуры в общую сумку, в большой мешок. Сколько получится треугольников?
Д: (Один)
• Дорисуйте в тетради и допиши равенство
Д: (проговаривает) 1+0=1
В: следующие три примера выполняете самостоятельно, используя мешочки. Приступаем к выполнению задания, карандаш держим правильно…Не забывайте, как правильно нужно сидеть за столом.
Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель ходит и помогает индивидуально. Если сделали несколько ребят, то воспитатель приглашает детей к доске
1 ребенок: Воспитатель вывешивает пример на листе бумаги, а ребенок заполняет мешочки на доске и прописывает ответ 0+2=
1 реб: В первом мешочке фигур нет - 0. Во втором мешочке Два квадрата. Когда все сложим вместе, получим два квадрата: 0+2=2. (Проговаривают ноль плюс два равно два)
В: Ребята, проверьте у всех так? (дети проверяют)
2 реб: Воспитатель вывешивает пример на листе бумаги, а ребенок заполняет мешочки на доске и прописывает ответ 3-0=
Д: Положили в первый мешок 3 синих кружочка.
В: Сколько кружков надо отложить во второй мешок?
Д: Нисколько, ни одного
В: Сколько кружков останется?
Д: 3 кружка
В: Дорисуйте и сделайте запись в тетрадях 3-0=3. Проверьте у всех ли так получилось?
3 реб: Воспитатель вывешивает пример на листе бумаги, а ребенок заполняет мешочки на доске и прописывает ответ 4-4=
В: Расскажите и дорисуйте, что происходит в последнем задании
Д: Было 4 треугольника. Взяли все 4 треугольника, в результате треугольников больше не осталось: 4-4=0
В: у всех ли получилось так как у ребят? У кого были ошибки поднимите руки, Исправили вы их? Молодцы
Итог: Что мы сейчас делали?
Д: Мы помогли внукам сходить в магазин за покупками, решали примеры, заполняя мешочки.
В: Закройте тетради, уберите на край стола. Карандаши положите на тетрадь.
Воспитатель Дедушка с бабушкой вместе с внуками решили поиграть "в школу". Поиграем вместе с ними?
Для выполнения этого задания разделитесь на 3 команды по (кол-во человек).
Вспомним правила работы в команде. Повернитесь ко мне лицом (Воспитатель показывает схему с правилами работы в группах, дети проговаривают хором)
Дети: работать дружно, не шуметь, не перебивать друг друга, каждый принимает участие, выбрать кто отвечает.
Воспитатель: Пройдите за столы с номерами (команды проходят за прономерованные столы)
Послушайте внимательно задание : Рассказываю детям правила игры: Рассмотрите внимательно равенства и вставьте вместо звездочки знаки "+" или "-". При этом может оказаться, что знак подобрать нельзя или что, наоборот, возможны различные варианты решения.
Воспитатель: Знак «-» что означает? вывешивает знак «-» на мольберте.)
Дети: Знак «-» означает действие вычитание.
Знак «+» что означает (вывешивает знак «+» на мольберт
Дети : Знак «+» означает сложение.
Воспитатель: Правильно, ребята. Не забывайте правила работы в команде. Все готовы? На выполнение задание вам дается время (2-3 мин.) Выставляю песочные часы и засекаю одну минуту. Команда, выполнившая первой, поднимает руки. Начали! (Команды решают равенства)
3*3=0 2*0=2 6*0=6
0*5=5 0*8=8 1*0=1
7*0=7 9*9=0 0*4=4
Воспитатель: Проверим, какие равенства у вас получились?1 команда, кто у вас отвечает? (дети по- одному из команды выходят с листочком к мольберту, проговаривают равенства, а другие команды проверяют, если есть ошибки исправляют). Давайте похлопаем 1команде.
- 2 команда, кто отвечает? Давайте похлопаем команде.
- 3 команда? Похлопаем. (ошибки исправляю все).
Итог: Дети, что мы сейчас делали?
Дети: Мы поиграли в школу вместе с внуками, поставили знаки сложения и вычитания в равенствах.
Пора возвращаться в детский сад из деревни.
Заключительный этап
Итог занятия
Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались? Ваш план на доске
Дети: Мы вспомнили сказку - Курочка Ряба, в которой у деда с бабой ни осталось ни одного яйца, ноль…Что обозначает число 0…. И находили его на числовом отрезке…
Д: Мы рассказали внукам, как выглядят домашние животные.
д: помогли вспомнить имена внуков и решали задачку
Д: Помогли внукам сходить в магазин и решали примеры с помощью мешочков
Д: Играли с ними в школу, расставляли знаки в равенствах.
Рефлексия : «Лесенка»
Воспитатель: Ребята, оцените свою работу на занятии, прикрепив смайлики на лесенку.
Нижняя ступенька –мне сегодня было трудно, и я не справился
Средняя ступенька-у меня были затруднения
Верхняя ступенька- мне все удалось.
Возьмите смайлики и прикрепите на ступеньки лесенки.
(Дети проставляют смайлики, если ставят на среднюю и нижнюю ступеньку, то воспитатель спрашивает ребят о затруднениях).
Воспитатель: Встаньте полукругом, отойдите подальше. Я вижу многие ребята закрепили смайлик на верхней ступеньке? Почему?
Ответы детей….
Воспитатель: Ребята, у кого смайлики на средней ступеньке? В каких заданиях вы испытывали затруднения?
Ответы детей….
Воспитатель: (если есть на нижней ступеньке спросить)
Воспитатель: Не расстраивайтесь, мы с вами еще позанимаемся и у вас все получится.