Светлана Зайнутдинова
Открытое занятие (НОД) по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Юные грамотеи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» (корпус)
Открытое занятие по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
ЮНЫЕ ГРАМОТЕИ
Разработал:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Зайнутдинова С. В.
2019 г.
Тема: НОД по обучению грамоте «Юные грамотеи»
Образовательная область: речевое развитие
Дата проведения: 13.11.2019 г.
Время проведения: 10.00 утра
Воспитатель: педагог высшей квалификационной категории Зайнутдинова Светлана Викторовна
Количество присутствующих детей : 18.
Цель: определение уровня текущих знаний детей по обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать учить детей придумывать предложения по заданной схеме с союзом «И»;
• продолжать учить подбирать слова к заданной звуковой схеме;
• закрепить умение детей проводить звуковой анализ слова. Заменяя гласные звуки буквами;
• закрепить правила написания гласных букв после мягких и твердых согласных звуков
Развивающие:
• развивать умение работать в команде;
• развивать память, мышление и сообразительность;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте;
• воспитывать целеустремленность и желание добиться успеха и вступить в общество Юных грамотеев.
Материалы и оборудование: конверты разных цветов с заданиями: схема предложения из 4 слов с союзом «И»; четырех-звуковая схема слова, картинки; картинка с изображением белки, фишки красного, синего и зеленого цвета, гласные звуки; синий и зеленый квадраты, все гласные буквы; фишки 4-х цветов (с одной стороны цветные, с другой - белые) для объединения детей в группы, соответствующие цветам конвертор; 4 стола с наклеенными на них фишками цветов, соответствующих цветам на конвертах; диплом Юным грамотеям; колокольчик.
Ход НОД:
Дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся полукругом.
Воспитатель
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы с вами уже научились и можно ли нас принять в общество Юных грамотеев. Но в это общество принимают не всех детей, а только тех, кто хорошо знает грамоту. Мы много занимались и многому научились. Как вы думаете, мы сможем доказать, что достойны, чтобы нас приняли в это общество? (да)
- Тогда нас ждут непростые испытания. Посмотрите, у меня есть 4 конверта разных цветов. В каждом из них лежат задания. Давайте их посмотрим.
Открывает первый конверт. Достает схему предложения из 4-х слов с союзом «И».
___ И___ ___ .
Вопросы:
- Что это? (схема предложения)
- Сколько слов в этом предложении? (4, так как «И» – это тоже слово, состоящее из одной буквы)
- Почему в начале схемы первое слово обозначено уголком? (потому что предложение всегда начинается с заглавной буквы).
Воспитатель: все верно, молодцы. Давайте посмотрим, какое здание во втором конверте.
Достает из конверта схему слова из 4-х звуков: твердый согласный звук, гласный звук, твердый согласный звук, гласный звук
и картинки с изображением предметов, подходящих и не подходящих к этой схеме.
Вопросы:
- Как вы думаете, ребята, что это за схема? (звуковая схема слова)
- Из скольких звуков состоит это слово? (из 4-х)
- какие звуки есть в этом слове, судя по схеме? (2 твердых согласных звука и 2 гласных звука)
- А как вы думаете, для чего нужны картинки (нужно подобрать слова, которые подходят к этой схеме)
Если дети затрудняются, то воспитатель помогает детям и поговаривает задание.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какое задание в следующем конверте.
Достает из конверта 2 квадрата: синего и зеленого цвета и гласные буквы А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Е, Э.
Вопросы:
- Как вы думаете, что могут обозначать эти квадраты (твердый и мягкий согласный звуки)
Воспитатель:
- Верно, вам нужно будет вспомнить правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков и распределить гласные буквы на 2 группы : те, которые пишутся после мягких согласных звуков и те, которые пишутся после твердых согласных звуков. Задание понятно? (да)
- остался последний конверт. Давайте посмотрим, какое задание в нем.
Достает картинку с изображением белки, фишки 3-х цветов: зеленые, синие, красные и гласные буквы.
Вопросы:
- Как вы думаете, что нужно сделать? (провести звуковой анализ слова «БЕЛКА»)
- А для чего здесь приготовлены гласные буквы? (нужно будет заменить гласные звуки буквами, соблюдая правила)
Воспитатель: Все верно. Молодцы! Только вот у нас так много заданий и если мы их будем выполнять поочередно, то это будет очень долго. Как же быть?
(дети предлагают вариант объединиться в группы)
- Хорошо, а как это можно сделать? (выслушивает варианты детей)
- Как много вариантов вы назвали. А я хочу предложить вам объединиться по фишкам. Тем более, у нас конверты разных цветов. И у меня есть фишки таких же цветов. И на столах такие же обозначения. Вы будете поочередно вытягивать фишки и так объединитесь в группы. Каждая группа получит конверт соответствующего цвета и разместится за своим столом. Согласны? (да)
Дети вытягивают фишки, объединяются в группы, получают конверт с заданием и садятся за столы.
Воспитатель:
- На выполнение заданий у вас будет 5 минут. Как только я позвоню в колокольчик. Вы начнете, как только я позвоню в колокольчик второй раз, вы должны будете закончить. А затем мы проверим, правильно ли вы все сделали. Но, запомните главное правило: нужно все выполнять сообща, вместе, дружно. Вы сможете все задания выполнить правильно, только если будете слушать друг друга и уметь договариваться. Правила понятны? (да)
- Для того чтобы рассказать, что и как вы делали, в каждой группе выберете капитана.
(дети выбирают капитанов в каждой команде)
- Все готовы? Тогда приступайте.
Звонит в колокольчик, дети приступаю к выполнению заданий. Воспитатель при необходимости помогает детям наводящими вопросами. За минуту до окончания времени, предупреждает детей, чтобы они заканчивали работу. По окончании времени, снова звонит в колокольчик.
Воспитатель:
- Закончили? А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Можете ли вы быть Юными грамотеями. Проверять вы будете сами.
Дети из 3 групп вместе с воспитателем подходят к четвертой группе. Капитан объясняет, что и как они делали. Все дети анализируют, правильно ли выполнено задание. При необходимости, исправляют и объясняют, как нужно было выполнить задание. Если все правильно, дети аплодируют. Идут к следующему столу, команда садится за стол, остальные встают вокруг стола, капитан рассказывает. Аналогично поверяют все команды.
Воспитатель:
- Молодцы. Вы славно поработали и достойно показали свои знания. Сейчас давайте присядем и отдохнем.
Дети садятся на стулья полукругом.
Вопросы:
- Ребята, вам понравилось выполнять задания в группах?
- Как вы думаете, мы справились с заданиями?
- Кому из вас что-то показалось трудным? Легким?
Воспитатель:
- А сейчас давайте послушаем наших гостей. Примут ли они нас в общество Юных грамотеев?
Методист или старший воспитатель хвалит детей и вручает детям заранее приготовленный диплом Юных грамотеев за высокие показатели в освоении грамоты. Воспитатель предлагает его вывесить на стенд в приемной, чтобы все родители порадовались за своих детей. Гости прощаются с детьми, уходят. Дети по желанию самостоятельно играют с используемым на занятии материалом.