Екатерина Шаповалова
Открытое занятие в старшей группе «Как дикие животные к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
на конкурс «Воспитатель года»
Вводная часть (организационный момент)
В. Здравствуйте, ребята еще раз! Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные, и гости наши рады вас видеть, посмотрите, как они вам улыбаются! Давайте и мы им улыбнемся, и скажем «здравствуйте!». Присаживайтесь, и
послушайте, пожалуйста, стихотворение:
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
-Скажите, о каком времени года это стихотворение?
-Какие изменения происходят в природе осенью?
-А какие изменения происходят в живой природе?
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Как дикие животные к зиме готовятся“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
-Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
Все в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме : и деревья, и звери, и птицы.
В: А знаете, ребята, я сегодня получила письмо, и представляете от кого оно?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Все загадки угадать.
Вы готовы отгадывать загадки? Если правильно отгадаете, то ответ мы увидим на экране.
Слушайте внимательно!
В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной? (еж)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
Это- рыжая…. (лиса)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это….(волк)
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
а от голода - кора. (заяц)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
-Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу?
-Почему животных называют дикими?
-Кто из вас был в лесу?
Воспитатель:
Правильно, ребята, молодцы!
Основная часть (проблемная ситуация)
Воспитатель:
- Так вот письмо пришло из леса, от зверей, они нас извещают, что уже почти все готовы к зиме, только вот белочка что-то грустит, переживает о чем-то. Ребята, как вы думаете, о чем может белочка переживать?
А как мы можем узнать и может быть ей помочь?
Конечно, сходить к ней. Давайте все вместе отправимся в лес, поищем белочку и заодно посмотрим, как животные к зиме готовятся.
-Ребята, а для начала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? Посмотрите на экран. Так можно себя вести? Нет, конечно, не надо сорить, ломать веток, кричать. Нужно вести себя тихо, а то можно испугать зверей.
Под музыку отправляются в лес.
Встречают зайца.
Воспитатель:
-Ребята, смотрите, кто-то к нам спешит. ….
Кто- то маленький, длинноухий, пугливый….
-Вы догадались кто это?
Да, конечно это заяц.
-Но мне кажется, он очень грустный,
Что могло с ним случиться?
(испугала лиса, холодно, морковки нет)
Игра «Скажи ласково»
-Чтобы заяц нас не боялся, мы скажем ему
ласковые слова-
Зайка, зайчишка, зайчик, заинька. Молодцы. А
каким цветом зайка летом? Зимой? А сейчас
он почему и серый и белый?
- Оказывается, он сидел под кустом и менял
шубку.
-Ребята, скажите, зачем зайка меняет шубку
осенью?
Опыт «Как маскируются животные»
- Ребята, посмотрите, что вы видите на листе?
- На этом листе прикреплен зайчик, но его не
видно на белом фоне. А если его поместить на
зеленый фон, вы видите зайца?
- Как вы думаете, ребята, волк или лиса заметят
его на белом снегу?
- Так зачем же заяц меняет шубку?
Вывод: Животные часто меняют окраску – так,
чтобы она слилась с цветом окружающего
пейзажа. Это помогает им прятаться от
хищников.
- Ой, а вот и лиса.
Лисичка осенью линяет. У нее
вырастает теплая шерсть. Цвет шерсти она не
меняет, она зимой рыжая, потому что ей не от
кого прятаться, она сама хищник и запасов н
а зиму не делает.
- Ребята, а где живет лиса, кто знает? (В норе)
- Чем питается? Может ей грибок дать?
-Нет, она же хищница, она мяско любит…
- Да, ребята, правильно, а давайте, присядем на полянку с лисичкой, посидим, отдохнем. А чтобы не скучно было отдыхать, мы поиграем в игру «Семья». Я буду называть вам животное, а вы мне – как называют его детенышей, например, кошка - котята. Хорошо? А правильные ответы мы увидим на экране. Тогда приступим…
Медведица – медвежонок
Волчица-волчонок
Ежиха-ежонок
Лисица-лисенок
Белка-бельчонок.
Молодцы, ребята! Вы многое знаете…
Воспитатель подскакивает от удивления, обращает внимание детей на дерево (сосну).
-Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидела грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут.
Надеты на ветки маслята, опята.
Кто их на зиму сушит ребята? (Белка)
- А как белка готовится к зиме?
- Она осенью линяет с рыжего на серый цвет шерсти, чтобы на дереве зимой ее не увидел ни один хищник. Теплая шерсть нужна для тепла и защиты от морозов. Белка складывает запасы в кладовую на дереве - шишки, орехи, грибы.
- А сколько шишек у белочки? (много)
- А грибочков? (один всего)
- Ребята, а хватит белочке на целую зиму всего один грибок? (нет)
Так вот может быть поэтому она грустит и переживает? Она грибов не насобирала. А как вы думаете, почему? Болела, не было дождей, некогда было.
- А как мы можем ей помочь? (поискать)
- Хорошо, давайте поищем.
- Нашли? Да, это грибочки, но они какие – то бесцветные, ребята, как это исправить? Да, конечно, давайте их покрасим.
Присаживайтесь за столы, будем раскрашивать грибочки, да не простыми красками, а волшебными и изготовите вы их сами, а я вам помогу.
Положите ваши грибочки на газетки, а каким цветом мы будем раскрашивать шляпку? А ножку?
- Перед вами стоят баночки с клеем, сейчас я туда добавлю гуашь и пену (для бритья, а вы аккуратно перемешиваете. Перемешали? Тогда приступаем к раскрашиванию шляпки. Наносим краску густо, много, не жалеем. Раскрасили? Отложите кисти в сторонку и давайте немного поиграем, отдохнем.
Физминутка «Медвежата в чаще жили.»
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так — головой своей крутили (поворачивают голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали
(наклоны туловища вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили
(наклоны вперед)
А еще они плясали! Дружно лапы поднимали (поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)
- Поиграли, отдохнули. Тихо сели.
- А теперь таким же образом изготовим краску для ножки (белую,
- и берем кисти и наносим на ножку, не жалеем, ребята, наносим густо.
Дети работают.
- Нарисовали, а теперь давайте сложим наши грибочки на стол, когда они высохнут, белочка их заберет. Она ведь пугливое животное и при нас побоится их забрать. А нам пора возвращаться в детский сад.
Под музыку возвращаются.
Заключительная часть
Развитие связной, грамматически правильной монологической речи, общения.
Формирование первичных навыков самоанализа собственной деятельности. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
Что вам понравилось в сегодняшнем путешествии? С какими трудностями вы столкнулись? (Дети дают ответы на вопросы воспитателя)
-Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:
-Каких зверей мы можем встретить в лесу?
Кто из зверей впадает в спячку?
Кто делает запасы на зиму?
Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?
Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?
-Ой, осмотрите, белка нам что-то оставила. Это записка:
Я детей благодарю.
Всем спасибо говорю.
Не страшны мне холода.
Будет мне зимой еда.
Белочка благодарит вас за помощь и говорит: “До свидания!”
Давайте и мы попрощаемся с нашими гостями, скажем им до свидания.
(Дети прощаются и выходят из зала)