Лазарук Екатерина Эдуардовна
Открытое занятие ФЦКМ в старшей группе «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие ФЦКМ в старшей группе
Конспект ООД по формированию целостной культуры мира «Земля - наш общий дом»
Подготовила: Лазарук Екатерина Эдуардовна
Цель - формирование представления детей о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Открытое занятие ФЦКМ в старшей группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• обобщить понятие детей о Земле, как об общем доме, в котором есть все условия для жизни растений, животных, человека;
• формировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, закрепить знания правил поведения в природе.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
• активизировать, обогащать словарь детей.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное; Речевое; Художественно – эстетическое развитие; Физическое развитие.
Методические приемы:
Сюрпризный момент, исследовательский, наглядный, игровой.
Демонстрационный материал: вода, одноразовые пластиковые стаканы, воронки, фильтр (вата, масло растительное, салфетки сухие/ влажные, перо.
Аудиозапись: звуки полета, волшебная музыка, фоновая музыка.
ИКТ: ноутбук, экран, проектор, колонка.
Ход ОД
Воспитатель: Доброе утро Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, но для начала, давайте познакомимся, для этого встанем в круг. Мое имя Екатерина Эдуардовна.
Воспитатель:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ну что, готовы к путешествию? Давайте представим себе, что стульчики – это космический корабль. (Дети садятся на стульчики) Надеваем специальные космические шлемы и отправляемся в путь!
Воспитатель: И так, приготовились! Закрыли глаза! Внимание! Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это? (на проекторе появляется картина Земли.)
Воспитатель:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар,
Что она — большущий шар.
Что это за шар, который мы увидели из Космоса?
Ответы детей (планета Земля)
На экране появляется изображение Земли. На столе стоит глобус, подходим к нему и рассматриваем.
Воспитатель – Итак, мы все с вами живем на планете Земля.
Воспитатель: А кто еще, кроме людей, живёт на планете Земля?
Ответы детей (растения, насекомые, рыбы, птицы, звери и люди, т. е. мы с вами)
Воспитатель: Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете обитателей планеты Земля. Мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом». Я буду называть различных животных, а вы мне будете называть слово, которое обозначает группу, к которой они относятся. (Дидактическая игра)
Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые)
Окунь, акула, лещ. (Рыбы)
Синица, воробей, снегирь. (Птицы)
Белка, мышь, лиса, собака. (Звери)
Сюрпризный момент: звучит звук ракеты, появляется коробка с двумя горшками растений – один зеленый, второй – увядший и бутылкой с грязной водой.
Воспитатель: Ребята, что это такое к нам прилетело? Это - посылка с Земли, интересно, что же в ней? (Открываем посылку)
Посмотрите, да тут же растения. Но, с одним из них что-то не так, кто скажет что именно? (Ответы детей) Верно – одно растение совсем завяло, интересно, почему? (Ответы детей)Правильно, его нужно полить водой.
Воспитатель: На планете Земля очень много воды. Голубым цветом отмечены океаны, моря и реки.
Воспитатель : По морям ходят пароходы и корабли. Ребята, вы слышали или видели по телевизору, как в результате аварии на судне, перевозящем нефть, случается так, что нефть выливается в море. Она покрывает поверхность воды и не пропускает воздух. (Рассуждения детей о последствиях, какие могут быть) В результате чего погибают животные моря. Погибнут и обитатели берегов, так, как нечем питаться. Люди уже не смогут здесь отдыхать, удить рыбу. Вот и в этой бутылке вода грязная, что с ней нужно сделать, чтобы ей можно было полить растение? (Очистить)
Воспитатель: Верно, но это мы можем сделать только в нашей лаборатории на Земле.
Воспитатель: Готовы? Тогда садимся в нашу ракету, закрываем глаза…и вот мы вернулись. Шлемы можно снять.
Воспитатель: Проходим в лабораторию. Приступим к нашему опыту. Обратите внимание на стакан с маслом, нефть похожа на масло, только гуще, чернее и тяжелее, совсем как в этой бутылке.
Воспитатель: Возьмите перо и опустите в стакан с водой. Что мы видим?
Ответы детей - Перо намокло.
Воспитатель: А если протереть перо салфеткой? Какой вывод можно сделать?
Вывод детей - Перо и салфетка намокли.
Воспитатель: Берем ложку, набираем масло и добавляем в стакан с водой. (Воспитатель обращает внимание детей на то, как масло расплылось по поверхности воды).
Воспитатель: Ребята, что вы видите?
Ответы детей - Масло не оседает на дно, покрывает поверхность воды, образуя пленку.
Воспитатель: Берем сухое перо и опускаем в эту жидкость. Что происходит с пером?
Вывод детей - Перо от масла слиплось, стало жирным, грязным.
Воспитатель: Вытираем перо салфеткой. Что вы видите на салфетке?
Вывод детей - На салфетке остались жирные пятна, а перо осталось жирным и липким.
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Обобщающий вывод детей - Если нефть попадет в море, то погибнут все морские жители, так как нефть не пропускает кислород в воду. Надо беречь природу и не допускать экологической катастрофы.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы очисть воду от масла? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, необходимо зять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату. Взять другой сосуд с водой и маслом и переливать её через воронку в пустой сосуд. Масло будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой. Затем ещё раз пропустить через фильтр и получить чистую воду. (Дети проводят опыт самостоятельно)
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные исследователи? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдём на коврик.
Физкультурная минутка
К речке быстрой мы спустились,
наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас,
Одной, другой – это кроль,
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились…. ответы детей
Воспитатель: Ну вот, вода очищена, теперь можно приступать к спасению растения. (Дети поливают растение)
Воспитатель: А для чего нужны растения? Да, главная работа растений – это очистка воздуха. Давайте проведем еще один опыт: попробуем закрыть рот и нос. Сколько времени мы сможем не дышать? (очень мало, несколько секунд).
Опыт «Воздух необходим для жизни»
Воспитатель: Правильно, ребята, человек может прожить несколько дней без пищи и воды, но без воздуха он может прожить лишь несколько минут. В чем мы сейчас и убедились. Всё живое на Земле не только нуждается в воде, но и дышит. Дышат растения, рыбы, животные и, конечно, человек.
Воспитатель: - Что же мешает воздуху быть чистым?
Ответы детей - заводы, дым, машины, газ – все это отравляет воздух на нашей планете.
Воспитатель: Как же помочь нашей планете?
Ответы детей (нам нужно как можно больше сажать деревьев, кустарников, цветов и беречь те, что уже растут)
Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, Вам понравилось наше путешествие? (Да) Что запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Вы сегодня были отличными исследователями, очистили воду, спасли растение, и за это я вручаю вам значки защитников природа и окружающего мира. Спасибо вам за это увлекательное путешествие, до свидания!