Рузана Енгибарян
Открытое занятие для подготовительной группы «Путешествие в осенниий лес»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ).
Форма: групповая
Тип: тематическое, нетрадиционное (элементы коррекционной ритмики)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество»
Публикация «Открытое занятие для подготовительной группы „Путешествие в осенниий лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Развивать эстетическое восприятие осенней природы детьми через музыкальную, речевую и игровую деятельность.
Программные задачи:
1. Формировать умение вслушиваться в музыкальный характер инструментального произведения; учить детей сравнивать малоконтрастные произведения близкие по названиям, различать оттенки настроений, выразительные интонации; расширять музыкальный кругозор.
2. Закреплять умение передавать в движении характер музыки; подыгрывать на детских музыкальных инструментах, тем самым способствовать проявлению музыкально-творческих способностей.
3. Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве (через игру)
4. Развивать чувство ритма; чистоту интонирования в пении; отрабатывать четкое произношение окончаний слов.
5. Развивать общую и тонкую моторику; дыхание; быстроту реакции (в игре)
6. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Воспитывать внимание, любовь к музыке
Оборудование: несколько разных осенних листочков; султанчики (по 2 на каждого мальчика); дет. муз. инструменты: молоточек, деревянные полочки (по 2 на каждого ребенка, 3-4 металлофона, треугольника, несколько колокольчиков, цитра (2); плоскостное изображение солнышка и тучки.
карточки с изображением девочки и мальчика; мягкая игрушка Белочка; 2 одинаковых платочка для Белочки (один рванный) : корзинка с листьями и шишками.
Материал: Аудио - записи: фрагменты «Марша», «Бега», «Польки» и музыка для спокойной ходьбы, ходьбы на носочках; «Октябрь. «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года», аудиозаписи «Осень» (I часть) А. Вивальди из цикла концертов «Времена года», «Осенний дождь» Р. Газизова;, сл. Г. Юнусовой, песня «Песенка белочек»
Ход НОД:
(Дети свободно входят в зал под тихо звучащую музыку А. Вивальди «Осень» (I часть) из цикла концертов «Времена года»)
Организационный момент:
М. Р. : Здравствуйте ребята.
Дети исполняют музыкальное приветствие «Здравствуйте».
(М. р. показывает на ладошке осенний листочек.)
М. р. : Ребята, посмотрите.
Вот осенний ветерок
У куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся,
Над деревьями кружил,
А потом мне на ладошку
Жёлтый листик положил.
Тронул холодом лицо:
«Получите письмецо!»
Вот и осень к нам пришла,
Нас в дорогу позвала.
(Е. Авдиенко)
I. Коррекционная ритмика.
1) Проводится двигательное упражнение «Прогулка в лес». Воспитатель читает стихотворение с паузами. Музыкальный руководитель, во время пауз, озвучивает стихотворение небольшими музыкальными фрагментами.
Раз-два-три, раз-два-три –
По дорожке мы пошли. (Дети маршируют.)
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв. (Идут «змейкой».)
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей.
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем. (Идут на носочках, руки в стороны.)
Лес осенний увидали
К нему в при прыжку побежали. (Выполняют подскоки.)
Раз –два -три-четыре-пять –
В лес отпарились гулять. (Спокойная ходьба.)
М. р. : Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться! Вспомним нашу пальчиковую игру.
2. Пальчиковая речевая игра по стихотворению Т. Сикачевой (модель И. Бодраченко) (см. журнал «Музыкальный руководитель» №1-2006г, 14с.)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
М. р. : А теперь прислушайтесь.
(Звучит запись стука дятла.)
Дятел дерево долбит.
На весь лес он стучит.
Давайте и мы попробуем постучать. (Детям раздаются по две деревянные палочки.) Только вот в лесу любит гулять эхо, которое всё за всеми повторяет. Давайте и мы поиграем в ритмическое эхо. Мы будем повторять затем, у кого в руках музыкальный молоточек. Слушайте внимательно.
3) Ритмическая игра «Дятел и эхо» со звукоподражанием «Тук-тук.
М. р. : Перестал дятел стучать. Тихо стало. Только слышно как ветерок шумит, да листочки шуршат.
4) Дыхательное упражнение «Ветер» (М. Ю. Картушиной)
Дует легкий ветерок – ф – ф - ф…
И качает так листок – ф – ф - ф…
(Выдох спокойный, ненапряженный.)
Дует сильный ветерок – ф – ф - ф…
И качает так листок – ф – ф - ф…
(Активный выдох)
Дует ветерок – зовет Осень.
II. Слушание. «Октябрь. Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (в исполнении фортепиано.)
М. р. : Я вижу, вы узнали эту музыку! Как она называется и кто её автор? (Ответы детей.)
М. р. : Да. Это знакомое вам произведение «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского. Какое настроение выражено в музыке? (Грустное, печальное, жалобное, тоскливое.) Меняется ли музыка? (В средине звучит немного взволновано, беспокойно.) Какую осень рисует композитор своей музыкой? (Музыка изображает картину поздней осени. Листья облетают с деревьев, дует сильный холодный ветер.)
М. р. : Да, в музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. Хотя в средней части музыка становится более взволнованной и беспокойной, но потом опять она печальная, поникшая. Музыка словно передает печальные вздохи засыпающей природы.
А сейчас послушайте ещё одно знакомое вам осеннее произведение. Давайте их сравним. Какое в ней настроение и какую картину она рисует своими звуками.
(Звучит в записи «Осенний дождь» Р. Газизова.)
М. р. : Как называется произведение и кто автор? (Ответы детей.) Да это произведение написал башкирский композитор Роберт Газизов. Какой характер? (Где-то задумчивая, грустная, а местами взволнованная, светлая, легкая, полётная, танцевальная.) Что вы представляете, слушая эту музыку: только ли картину осеннего дождя? (Музыка изображает, как идёт осенний пасмурный дождь, как ветер кружит листья в своем танце.) Действительно в музыке мы можем услышать 2 разные темы: первая – это как идёт осенний мелкий дождь, глядя на него грустишь и прощаешься с летом, теплом, что эта осенняя красота потихоньку уходит, но вот зазвучала вторая тема – и ты видишь, какая природа осенью красивая, и хочется любоваться этой красотой. Наверное, Р. Газизов хотел своей музыкой нарисовать картину ранней осени.
Сейчас мы послушаем это произведение ещё раз и попробуем передать через движения музыку осенней природы : девочки будут легкие листочки, которых кружит листопад, а мальчики с султанчиками будут передавать тему дождя.
(Мальчикам раздаются по 2 султанчика. Звучит повторно музыкальное произведение Р. Газизова «Осенний дождь». Дети исполняют танцевальную импровизацию «Осенний дождь и ветерок». По окончании султанчики собираются.)
М. р. : Ребята, кажется, начинается сильный дождь. Давайте спрячемся. Садитесь на стульчики.
III. Пение.
Послушайте. Кажется, кто-то в лесу поёт свою песню.
М. р. : Что это за звуки. (Кажется будто дождик капает). Каким инструментом можно передать звучание капель? (Металлофоном, колокольчиком, треугольником).
1. Распевание по типу «Эхо» (музыкальный руководитель поет фразу, а дети повторяют её самостоятельно)
Дождик, дождик, не жалей,
Капай, капай веселей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
2. Пение песни «Осень – Несмеяна»
(Звучит вступление к песне «Осень-Несмеяна)
Далее проводится беседа: Какую песню вы узнали по вступлению. О чем песенка? Какой характер? После солистами пропевается 1 куплет песни. Обращается внимание на двухчастный припев. разное окончание второй музыкальной фразы при повторении. Добиваться чистого интонирования на одном звуке (используется приём «Песенка дождика-барабанщика»). Для чистого интонирования трудных мелодических ходов используется показ направления мелодии рукой.
3. Проводится гимнастика для глаз «Солнышко - тучка» (это упражнение знакомо детям)
Воспитатель и муз. руководитель садятся по краям от детей. У воспитателя в руках изображение солнышка, у музыкального руководителя - тучки. Под мажорную мелодию воспитатель поднимает солнышко, дети переводят на него взгляд. – муз. руководитель под минорную мелодию поднимает тучку и дети переводят взгляд. При этом голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
М. р. : Играли-играли грибы в прятки и слышат, какая-то песенка доноситься из далека. Интересно стало им. Прислушались.
(Исполняется «Музыкальная загадка» на металлофоне – мелодия припева из песни «Осенняя» (муз. и сл. Е. Шаламоновой)
М. р. : Узнали вы мелодию? Что за песенка? В исполнении какого инструмента прозвучала мелодия? (Ответы детей.)
Да это природные часы запели песенку про Осень. Давайте и мы вспомним эту песню. И не просто её споем, а сыграем музыку осенних часиков. Когда поём и играем на инструментах нужно обязательно прислушиваться друг к другу.
М. р. : Ребята, слышите, кто-то плачет.
(Воспитатель берет в руки мягкую игрушку - белочку)
М. р. : Ой, это Белочка. Здравствуй, Белочка. Что ты плачешь?
Белочка: У меня есть любимый красивый платочек. Только он порвался. Вот мне и обидно. (Показывает рванный платочек.)
М. р. : Не плачь Белочка. Сейчас мы всё исправим. Возьмём иголку с ниткой, ножницы и скоро всё будет готово. А ты пока с ребятами поиграй.
IV. Ритмика (Музыкально-ритмические движения) :
Проводится знакомая «Пляска белочек» (Белочка находится на фортепиано. В конце пляски Белочку берет в руки воспитатель.)
После танца Белочке накидывается другой такой же платок, но без дырки.
М. р. : Ой, какая ты Белочка красавица, а в этом платочке стала ещё краше.
Белочка: Да, я такая красавица, потому что каждый день делаю массаж. Хотите и вас научу.
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения за муз. руководителем.)
Проводится массаж «Белочка - красавица» (М. Картушиной)
Утром белочка проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
(движения выполняются соответственно тексту)
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все пальцы стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
( все массажирующие движения выполняются от переферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.)
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну и Белочка – краса!
До чего же хороша!
(красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)
Белочка: Спасибо вам ребята за платок. А это вам – подарки из осеннего леса.
(Передает корзинку с листьями, шишками.) А мне пора. Ждут меня мои бельчата. До свидания.
М. р. : И нам пора возвращаться в детский сад.
(Звучит музыка А. Вивальди «Осень», (I часть) из цикла концертов «Времена года». Дети проходят 1 круг.)
М. р. : Ребята вам понравилось в осеннем лесу? Что больше всего? (Ответы детей.)
А эту корзинку вы забирайте с собой в группу, сделаете красивую осеннюю картину о нашем путешествии.
(Муз. руководитель прощается. Дети идут в группу.)