Любовь Насанова
Конспект открытого занятия для детей старшей разновозрастной группы «Играем и измеряем»
▼ Скачать + Заказать документы
старшей разновозрастной группы
Тема: «Играем и измеряем»
Цель: детей пятого года жизни упражнять в различении и назывании геометрических фигур, развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Публикация «Конспект открытого занятия для детей старшей разновозрастной группы „Играем и измеряем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Детей шестого и седьмого года жизни продолжать знакомить с различными условными мерками, учить измерять длину предмета с помощью условной мерки, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.
Автоматизировать поставленные звуки (с, (ш).
Всех детей упражнять в количественном и порядковом счете (детей четырех лет – до 5, пяти и шести лет – до 10 и обратно, шести лет – до 20, развивать глазомер, внимание, логическое мышление, воображение, речь.
Материал и оборудование. Карта с обозначением направления движения и символическим изображением остановок. Полоска бумаги, чашка, длинный карандаш – условные мерки. Простой карандаш. Фишки. Силуэтные изображения овощей и фруктов. Мешочек с семечками. Миска. Деревянные ложки. Карточки с двумя полосками. Маленькие муляжи помидоров и огурцов. Мяч. Мышонок Пик – игрушка.
Предварительная работа. Занятия по ФЭМП. Индивидуальная работа. Дидактические игры по формированию навыка измерения длины. Знакомство с цифрами в игровой форме. Просмотр мультфильма «38 попугаев».
Звучит аудиозапись песни «Вместе весело шагать по просторам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. Дети входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель. Уважаемые гости, мы приветствуем вас в группе «Ромашка».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться,
Дети: «Доброе утро!»
Воспитатель. Ребята, когда я пришла в детский сад, то увидела на своем столе карту и письмо. В письме жители Математической страны предлагают нам совершить путешествие по их удивительной стране (выставляет карту на мольберт). Вы любите путешествовать? (Да) Подойдем к карте и рассмотрим, какие остановки нас ждут в пути.
Дети вместе с воспитателем подходят к мольберту с картой.
Воспитатель. Посмотрите, на карте изображено красивое здание. Узнаете? Это наш детский сад. Значит, мы отправимся в путь именно отсюда. Дальше дорога (в виде стрелки) ведет к портрету Тетушки Совуньи. Здесь будет первая остановка – «История». Куда дальше ведет дорога? (к изображению овощей и фруктов). Значит, вторая остановка называется «Урожайная». А что это за знак? (Скрипичный ключ). Верно. Третья остановка называется «Музыкальная». И, наконец, последняя остановка – наш детский сад, ведь мы сюда непременно вернемся.
Мы знаем, какие остановки сделаем в пути. Теперь надо узнать длину всего маршрута. Как можно это сделать? (Надо его измерить). С помощью чего его можно измерить? (С помощью условной мерки). Что такое условная мерка? (Предмет для измерения). Что может служить меркой? (Ручка, линейка, карандаш).
Сегодня мерками послужат полоска бумаги, карандаш, трубочка. Вспомните правила измерения условной меркой. (Начинать измерение нужно от отправной точки. У конца мерки ставить отметку карандашом. Продолжая измерение, прикладывать начало мерки точно к карандашной отметке. Количество мерок отмечать фишками).
Предлагаю измерить не весь путь сразу, а измерять расстояние между остановками по мере продвижения по маршруту. Никита, возьми мерку и измерь длину дороги от детского сада до остановки «История», а Милана отметит количество мерок.
Вызванные дети выполняют задание. Милана выкладывает фишки на столе возле мольберта.
Воспитатель. Сколько мерок уложилось на карте от детского сада до остановки «История»? (Две мерки).
В путешествие возьмем с собой карту. Ребята, мне кажется кто-то пищит. (Воспитатель отыскивает мышонка Пика, разыгрывает игровой сюжет и предлагает взять его с собой в путешествие. Дети соглашаются).
Мышонок Пик. Путешествовать я люблю, особенно на ракете. 10, 7, 8, 5 – пуск! И ракета летит.
Воспитатель. Мышонок, это что ты нам сейчас посчитал?
Мышонок Пик. Обратный счет.
Воспитатель. Ребята, правильно мышонок посчитал от 10 и обратно? (Нет).
Воспитатель. Как правильно нужно посчитать? (Хоровой и индивидуальные ответы).
Воспитатель. В путешествие мы поедем на автобусе. Займите свои места, а Никита у нас будет водитель. Заводи Никита мотор.
Дети встают за Никитой парами, идут по кругу и проговаривают речовку.
Детский сад – наш общий дом
Здесь «росинками» растем,
А когда подрастем
Вместе в школу мы пойдем!
Воспитатель. Мы подъехали к остановке «История». Выходите из автобуса. (Далее рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций).
Много-много лет назад на Руси мерами длины являлись не знакомые нам метр и сантиметр, а локоть, сажень и пядь. Локоть – расстояние от локтя до кончика среднего пальца. Сажень – расстояние между вытянутыми в стороны руками (от кончика большого пальца одной руки до кончика большого пальца другой). Пядь – расстояние от кончика большого пальца до кончика мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.
Давайте покажем старинные русские меры длины.
Воспитатель называет и показывает вместе с детьми сажень, локоть и пядь.
Воспитатель. Вероника, возьми нашу условную мерку и измерь путь от остановки «История» до остановки «Урожайная». Макар, отметь количество мерок.
Дети выполняют задание, объясняя свои действия.
Воспитатель. Займите свои места. Отправляемся дальше.
Дети садятся на стулья и проговаривают речовку.
Детский сад – наш общий дом
Здесь «росинками» растем,
А когда подрастем
Вместе в школу мы пойдем!
Воспитатель. Мы подъехали к остановке «Урожайная». Выйдите из автобуса и подойдите к столу. (На столе разложены муляжи фруктов и овощей). Что лежит на столе? (Фрукты и овощи). В этом году выдался небывалый урожай разных плодов. Как вы думаете, можно измерить овощи? (Да). Какой из этих овощей может служить меркой и какие овощи будем измерять? (Мы можем измерить кабачок, баклажан, зеленый лук. Меркой может стать огурец). Почему огурец, а не кабачок? (Потому что огурец меньше, чем кабачок).
Дети измеряют овощи, объясняя свои действия.
Воспитатель дает задание детям пятого года жизни. Милана, и Макар, положите на верхнюю полоску 4 помидора, а на нижнюю 5 огурцов. (Дети выкладывают). Сколько у вас помидоров? Сколько у вас огурцов? Чего больше, помидоров или огурцов? Чего меньше? Как сделать, чтобы помидоров и огурцов стало поровну? (Добавить 1 помидор или убрать 1 огурец). Поровну ли у вас помидоров и огурцов, по скольку?
Проводится игра с мячом «Кто знает, тот дальше считает». Воспитатель – ведущий. Дети четырех лет называют числа до 5, пяти лет – до 10, шести лет – до 20.
Воспитатель. Молодцы! Пора в путь. Измерим путь с помощью условной мерки от остановки «Урожайная» до остановки «Музыкальная».
К мольберту выходят двое детей и выполняют задание, объясняя свои действия.
Воспитатель. Теперь можно отправиться в дорогу.
Дети встают парами за Никитой – водителем и проговаривают речовку.
Детский сад – наш общий дом
Здесь «росинками» растем,
А когда подрастем
Вместе в школу мы пойдем!
Воспитатель. Мы подъехали к остановке «Музыкальная». Выходите из автобуса.
Любят издавна в народе
Водить пляски в хороводе.
Хоровод заведем,
С ложками плясать пойдем.
Раз мы на остановке «Музыкальная», поиграем на ложках.
Звучит аудиозапись русской народной песни. Дети исполняют игру на ложках.
Воспитатель. Спасибо! Замечательно поиграли на ложках. (Обращает внимание детей на мешочек семечек подсолнуха на столе). Как вы думаете, можно узнать, сколько в мешочке семечек? (Можно измерить). Правильно. А измерять мы будем с помощью чашки. Соня, набирай в чашку семечки из мешочка и пересыпай их в пустую миску. Дети, считайте количество чашек.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Сколько чашек с семечками поместилось в миске?
Дети. Шесть.
Воспитатель. Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться в детский сад.
Мышонок Пик. Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями. За это в подарок я дарю вам математическую игру.
Мышонок Пик прощается с детьми, убегает.
Воспитатель. А нам пора попрощаться с нашими гостями.
Дети.
Дружно хлопнем мы в ладоши,
Громко топнем мы ногой,
Все, во что мы здесь играли,
Мы запомнили с тобой.
Говорим всем «до свидания»,
Отправляемся домой!