Мария Пронько
Открытое музыкальное занятие «Ложки — деревянные, резные, звонкие да расписные» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое музыкальное занятие
для детей старшего дошкольного возраста, с использованием ИКТ
Тема: «Ложки – деревянные, резные, звонкие да расписные!»
Дата и место проведения: музыкальный зал
Цель: пробуждение интереса воспитанников к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.
Задачи:
Публикация «Открытое музыкальное занятие „Ложки — деревянные, резные, звонкие да расписные“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная: актуализация знаний детей о русской народной одежде, русских народных инструментах (деревянные ложки);
Развивающая: развитие фонематического слуха, чувство ритма, четкой координации ритмических движений с текстом и музыкой;
Воспитывающая: воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений.
Возраст детей : старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Тип занятия : «открытое»
Формы работы: групповая
Методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядный: демонстрация; практический: игровые моменты, исполнение и игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: электронная презентация, аудиозапись; флонелеграф, картинки деревянных ложек; сундук;
Оборудование для воспитанников: муз. инструменты: деревянные ложки, колокольчик, бубен, барабан; большая деревянная ложка; маски: мышка, кошка, медведь, заяц.
Предварительная работа: беседа с воспитанниками о русской народной одежде «Русский сарафан».
Ход занятия:
Вступительная часть.
(воспитанники входят в музыкальный зал под музыкальное сопровождение и встают в круг)
Муз. рук. : Колокольчик зазвонил,
В круг собраться пригласил!
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Муз. рук. : Здравствуйте, ребята! Сегодня музыкальное занятие проведу у вас я, зовут меня Мария Анатольевна. Я очень рада встрече с вами! Давай те же с таким хорошим настроением, начнем наше занятие. Присаживайтесь на стульчики.
Муз. рук. : Обратите внимание, на ваш внешний вид. Что же за костюмы на вас?
Да ребята, это русский народный костюм. А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? Русский народный костюм можно увидеть в музеях, на выставках, на картинах, на народных праздниках, а также в фильмах и в сказках.
Сегодня мы с вами очутимся в настоящей русской народной сказке. Побываем в русской избе, встретим героя из русской народной сказки, будем играть музыкальных инструментах и даже сами станем частью оркестра, а в этом нам поможет один простой музыкальный инструмент.
Закрывайте глазки, мы отправляемся в сказку! (звучит музыка, на экране – внутренне убранство избы)
Основная часть.
(Рядом с педагогом сундук)
Муз. рук. : Посмотрите, ребята, где мы очутились? Верно, в избе, а в каждой русской избе найдется сундучок. Посмотрите, и у нас он есть! А что в нем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Если я пуста бываю
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду
Молодцы, – это Ложка!
Муз. рук. : Я сегодня к вам пришла и с собою принесла ложки расписные, красивые, резные (открывает сундучок, а так пусто). Ой, ребята! А где же ложечки, вы их не видели? (стук в дверь)
Кто- кто стучит в дверь, давайте ее откроем (на экране появляется медведи М/ф «3 медведя)
Ребята, кто же это?
Верно, это герои сказки «Три медведя». И их папа – Михайло Иванович чем-то очень огорчен, давайте узнаем, что случилось.
М. И. (аудио) Здравствуйте! Помогите мне!
Я ложкой люблю есть пирожное
Варенье, повидло, мороженое
Рассольник и кашу, бульон и окрошку
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой
Ну вот куда же я дел свою большую ложку?
Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!
У Анастасии Петровны есть ложка, у Мишутки – есть, а моя то где?
Муз. рук. : Здравствуйте, Михайло Иванович, а зачем ты только наши ложки забрал?
М. И. Я искал свою – большую,
а нашел ваши – маленькие, даже каши как следует, не зачерпнешь
Муз. рук. : Нет Михаил Иванович, это не простые ложки. Ребята, какими ложками кушал Михайло Михайлович? Верно, музыкальными. Ведь ложками можно не только кушать, но на них можно еще и играть. А твою большую ложку я нашла на полянке и прибрала, чтобы не потерялась (достает большую ложку)
М. И. Вот спасибо, выручили меня! Совсем я ничего не знаю.
Муз. рук. : Оставайтесь же вы с нами, и тогда ты узнаете, что это за музыкальный инструмент и даже увидишь как на нем можно играть
М. И. Хорошо, так уж и быть, останемся и отдадим вам ваши маленькие ложечки
Муз. рук. : Вы, ребята, наверняка знаете, что деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно чистый звук.
Давайте это проверим. Сейчас я попрошу вас взять в обе руки ложки и простучать ритмический рисунок, который располагается у меня на флонелеграфе. Ложки маленького размера – короткий звук, а большие ложки обозначают длинный звук (работа с флонелеграфом).
Красивый звук, правда? Люди услышали, как красиво стучат ложки, и научились на них играть. И сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Даже у нас в школе искусств ребята учатся игре на ложках.
А вы знаете, как называют людей, которые играют на ложках? Умельцы игры на ложках, называются ложкари. И сейчас мы с вами создадим собственный оркестр.
Попрошу вас встать полукругом, взять в руки ложки, ритм мы уже попробовали простучать, а теперь добавим и танцевальные элементы.
Как здорово у вас получилось! Присаживайтесь на свои места.
Деревянные ложки – народный музыкальный инструмент, но он может дружить и с другими музыкальными инструментами. Какими? Тоже народными. Какие народные инструменты вам известны? Как называют группу людей, которые одновременно играют на музыкальных инструментах и исполняют одно музыкальное произведение? Верно, оркестр! Так давайте же и мы создадим свой оркестр. Но, раз мы находимся в сказке, то и герои оркестра – сказочные. Назовите мне главных героев любой русской сказки. Верно. Это животные. Давайте узнаем, кто же играл в оркестре.
• Назовите первого героя сказки Теремок (Бежала мышка-норушка)
• Главная героиня сказки Тили бом! (Кошка)
• Кто сломал Теремок (Медведь)
• Кто скакал под елочкой (Трусишка зайка серенький)
Педагог показывает каждому герою как нужно держать инструмент и играть
Мышки на пригорке, пляшут возле норки,
Колокольчиком звенят, всех во круге веселят.
Три веселых кошки, взяли в лапки ложки,
Деревянные, резные, звонкие, да расписные
Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зазвенеть.
Бом –бом-бом, бом -бом -бом
Заяц сел на барабан
Заиграл он в тот же час, звери все пустились в пляс
Муз. рук: Вот какой оркестр у нас получился, Молодцы!
Вот так мы помогли М. И. решить проблему с ложкой, согласитесь, даже сами узнали про этот инструмент интересную информацию.
Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
М. И. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. До свидания!
Закрывайте глазки, мы отправляемся из сказки!
Заключительная часть. Рефлексия.
Муз. рук: Что нового вы ребята, узнали сегодня о ложке? Какие новые слова нам встретились? Ложкари, оркестр.
Ложки, ложечки резные
Зазвенят в один момент.
Не простые - расписные,
Древнерусский инструмент.
Деревянные ложки очень популярны не только в России, но и в других странах. Поэтому ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных. И я вам хочу подарить сувенир- ложку, но орнамент своей ложечке вы должны придумать сами.
Муз. рук. : Наше занятия подошло к концу. Спасибо вам за работу, ребята. Дружно скажем всем – До, свидания!