Екатерина Булхиева
Открытое мероприятие «Не отдадим мы город свой!» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.
Задачи:
развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду;
учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени;
Публикация «Открытое мероприятие „Не отдадим мы город свой!“ для старших дошкольников» размещена в разделах
содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.
воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени;
воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.
Пособия и оборудование: тематически оформленный музыкальный зал, презентация, разрезные картинки, 2 грузовика, электронный носитель с музыкальными композициями, кусочек черного хлеба.
Предварительная работа: разучивание стихов о блокаде, знакомство с городами-героями их историей и достопримечательностями, разучивание песни «Бьется в тесной печурке огонь, тематическое рисование, лепка.
Ход НООД
Дети заходят в зал под военную песню «Катюша» и встают полукругом
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
-Здравствуй, небо голубое!
-Здравствуй, солнце золотое,
-Мы живем в родном краю,
-Всех я вас приветствую!
- Прошу Вас присесть на стульчики.
Дидактическое упражнение «Какими бывают слова»
(Слайд 2)
- Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало? (Ответы детей). Нас окружает огромное множество слов.
- Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова». (Ответы детей).
(Конфеты, сахар, клубника, шоколад).
- А теперь вспомните и назовите «веселые слова». (Ответы детей).
(Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка).
- Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать? (Ответы детей).
(Слезы, болезнь, укол, расставание).
(Слайд 3)
- А есть слово страшное — это слово «война».
- Почему же слово «война» такое страшное? (Ответы детей)
- Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну рано утром 22 июня 1941 года напали злые враги – немецко-фашистские захватчики.
(Слайд 4)
- Их главный руководитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолётами, пулемётами и напал на нашу страну.
(Слайд 5)
- Фашисты хотели сделать наших людей рабами. Они хотели захватить нашу Родину.
(Слайд 6)
- Весь народ встал на защиту страны. Так началась Великая Отечественная война.
- Почему её так называют? Потому что весь народ от мала до велика героически встал на защиту своей Родины.
Но вы знаете, героями были не только люди, но и города.
(Слайд 7)
- Какие города-герои вы знаете? (ответ детей, да….)
(Слайд 8)
Сегодня я вам расскажу о городе – герое Ленинград, который сейчас мы называем Санкт-Петербургом, о детях, живших в годы войны в блокадном городе.
В этом прекрасном городе жила-была девочка.
(Слайд 9)
Звали ее Таня Савичева.
Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит.
(Слайд 10)
Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди.
(Слайд 11)
Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.
И вдруг в один день все это счастье оборвалось.
(Слайд 12)
Дети читают наизусть стихи:
22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
И грозные тучи фашистской блокады
Изверглись над городом Ленинградом.
(Слайд 13)
Воспитатель: Началась война. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они копали окопы, делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками, вели бой, но в моменты затишья, они сидели у костра, вспоминали о своих близких и родных, детях, женах, матерях и пели песни.
(Слайд 14)
Давайте и мы сейчас здесь у нашего костра и споем песню военных лет «Бьется в тесной печурке огонь.»
Дети под музыкальную фонограмму исполняют песню «Бьётся в тесной печурке огонь»
(Слайд 15)
Воспитатель: Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
(Слайд 16)
Посмотрите на карту, на что это похоже? (Ответы детей круг, кольцо).
- Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой.
(Слайд 17)
Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб.
(Слайд 18)
Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Наступила холодная зима…
(Слайд 19)
Воспитатель: Люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться.
Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
(Слайд 20)
Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2, 5года.
Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.
(Слайд 21)
Дети читают стихи:
Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен,
Низко летят над крышей.
Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме:
«Мама мне страшно,
Мама 125 и больше не грамма».
Свой хлеб разрезает мама
И делит его пополам.
(Слайд 22)
Воспитатель: Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода. И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
(Слайд 23)
Воспитатель: А что же произошло с девочкой Таней, о которой мы говорили в самом начале? До наших дней чудом сохранился ее дневник. В записной книжке она писала: «Умерла бабушка», «Умерла мама». День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
А далеко, за кольцом блокады, есть продовольствие – мука, мясо, масло. Но как их доставить?
(Слайд 24)
Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода много ленинградцев и была названа «Дорога жизни». Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, и она осталась одна. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
Дети читают стихи:
Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.
Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала эта дорога для нас!
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам по очереди перевезти продукты по Ладожскому озеру.
Эстафета «Перевези продукты по Ладожскому озеру»
Дети перевозят продуты на грузовиках по тонкому льду.
(Слайд 25)
Воспитатель: В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.
(Слайд 26)
Воспитатель: Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки».
(Слайд 27)
Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».
(Слайд 28)
За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города – героя».
(Слайд 29)
Воспитатель: По дороге к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»
Дети читают стихи:
За залпом залп гремит салют. Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут, а ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика – гремит салют над Ленинградом.
(Слайд 30)
Воспитатель: В городе есть мемориал памяти погибшим жителям блокадного Ленинграда. Он находится на Пискаревском кладбище, где захоронено тысячи ленинградцев. Скорбно возвышается фигура Матери – Родины, за ней гранитная стена со словами «Никто не забыт и ничто не забыто.»
Воспитатель: Я предлагаю вам встать, помолчать, почтить героев Ленинграда. Тех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.
(Слайд 31)
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Воспитатель: Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.
b][/b]