Екатерина Лобанова
Открытое мероприятие «Кристаллы ледяной пещеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о разнообразии мира камней.
- Развивать мелкую моторику рук, способ-ть развитию умения обследовать предметы
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе.
- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
- Познакомить детей с понятием «кристалл»;
Публикация «Открытое мероприятие „Кристаллы ледяной пещеры“» размещена в разделах
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Темочки
- Изучить условия образования кристаллов;
- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).
Материал и оборудование:
- набор камней и минералов.
- альбом «Энергия камней» иллюстрации;
- комочки; соли, мела, уголья, гранита, мрамора, сахар;
- тарелочки с сахаром на каждого ребёнка
- тарелочки с солью на каждого ребёнка
- стакан с водой;
- мнемотаблица №1 (язык, ухо, рука, нос, глаза).
- мнемотаблица №2 «Выращивание кристаллов»
- мнемотаблица №3 «Не трогать»
- лупы по количеству детей;
- 2 стеклянные баночки пустые;
- ложечки для каждого ребёнка;
- карандаш,- акварельные краски. - нитка;- скрепка;- салфетки, - блокнот,
Предварительная работа:
- Беседа «Какими бывают камни», «Как человек использует камни»
- Сбор коллекции камней
- Проект «Мое имя и камень талисман»
- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;
- Загадывание загадок про соль и сахар;
- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;
- Проект «Выращивание кристаллов»
- Заучивание пословиц и поговорок о соли.
Словарная работа:
- Соляная пещера, Сталактиты, Морская соль, Кристаллы соли, Эксперимент.
Ход НОД:
Орг. момент:
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья
Вместе с детьми:
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, я принесла вам замечательный альбом с картинками, где изображены камни. В нем говорится о чудесном строении и происхождении камней Все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.
Воспитатель: А где в природе можно встретить камни?
Дети: Камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей.
Воспитатель: А какой природе относятся камни?
Дети: Камни относятся к неживой природе.
Воспитатель: Каждый камень по - своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения (бусы, сережки, колечки, браслеты, посуду)
Минералы и горные породы есть не только на планете Земля, но и на других планетах. Ребята, а хотите посмотреть на эти камни и даже с ними поиграть. Давайте пойдем в гости к нашему другу Гномику.
Пальчиковая гимнастика
Жили - были в домике,
Маленькие Гномики.
Токи, пики, лики, чики, мики
1.2.3.4.5.
Пойдем с Гномиком играть!
Заходим в жилище Гномика (висит портрет, на столе записка, узелок с камнями, подносы с песком, солонка с солью под колпаком гномика)
Читаем записку:
Дорогие ребята, я ушел помогать другу - собирать камни. У друга приключилась беда, вход в его пещеру завалило землей, хотим построить новый более крепкий, прочный из камня. Вот только мы долго спорили, какой формы нам его сложить, может, подскажите?
Ваш друг Гном Токи.
Воспитатель:
Ребята, поможем другу Гномика.
Дети: Да, а как?
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы знайте?
Дети: (треугольник, круг, прямоугольник, трапеция, квадрат, овал и т. д)
Воспитатель: Правильно, работать будем парами, решаем какой формы будете выкладывать вход в пещеру.
Дети: Наша пара треуг., наша прямоуг., наша полукруг
Воспитатель: Ребята, какой камень возьмем для постройки, мел?
Дети: Нет. Мел - мягкий известняк. Из него получают белый порошок, который используют для побелки для добавления в краску, лекарств, бумагу, зубную пасту!
Воспитатель: Уголь?
Дети: Нет. Уголь - это топливо, которое используется в котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Возьмем строительный камень, булыжник. (дети рисуют на песке чертежи своих фигур, затем выкладывают камнями)
Игра «Выложи картинку»
По схеме дети рисуют на песке треугольник, прямоугольник, полукруг и выкладывают камнями «Вход в пещеру».
Воспитатель: Молодцы, ребята.
А теперь, давайте посмотрим, какие камни в красивом узелке?
Дети: Красивые – разные!
Игра «Разложи образцы». Предложить разложить образцы по следующим признакам:
1. По цвету,
2. Прозрачные непрозрачные,
3. Тяжелые – легкие
Воспитатель: Ребятки вспомните, что камни обладают таинственными свойствами. Каждому имени и знаку зодиака соответствует свой «Камень-талисман», который защищает своего хозяина от болезней, приносит удачу, а также служит прекрасным украшением.
Давайте расскажем о своих камнях друг другу
Ребенок показывает картинку своего камня и рассказывает
Михаил – аквамарин
Юлия – лазурит
Денис – нефрит
Марина –хризолит
Анастасия – обсидиан
Валерия – аметист
Мария – Коралл
Воспитатель:
Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого, отгадав загадку.
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль)
Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.
Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.
Что-то мы засиделись, давайте поиграем.
Дидактическая игра: «Про что я говорю» (с мячом)
Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.
1. Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь)
2. Его применяют для изготовления зубной пасты (мел)
3. Без этого минерала, любая пища будет невкусной (соль)
4. Его края ровные, сам он гладкий, найти его можно на берегу реки (реч. к)
6. Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел)
7. Что это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек. (сахар)
8. Какая нота и продукт называются одинаково (соль)
9. У меня – чёрный бок, я везде горю, тепло своё я отдаю (уголь)
10. Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь давайте перейдем в нашу лабораторию.
Оденьте, шапочки ученых.
- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей)
- Чем они занимаются? (Ответы детей)
- Какие правила поведения в лаборатории вы знайте? (Ответы детей)
Предлагаю описать свойства соли.
( варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)
- Молодцы вы всё правильно назвали.
Опыты с солью:
-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты
1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов
2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)
Вывод; Соль сыпучая
3) Пощупайте мешочки с солью. (на ощупь кристаллики твердые, издают хруст)
Вывод: Соль твердая, хрустящая
4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась)
Вывод: Соль впитывает воду.
5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась)
Вывод: Соль растворяется в воде
6) Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)
Вывод: Вода стала соленной
Воспитатель:
Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. (по мнемотаблице)
Воспитатель:
- Молодцы, много интересного вы знаете о соли.
Мы, с вами через лупу видели кристаллы соли. Ребята, все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученные научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.
А знайте, что кристаллы можно вырастить и в нашей лаборатории.
Вот такой кристалл можно вырастить самим. (показ готового кристалла)
Для выращивания нашего кристалла нам понадобится :
горячая вода, два стеклянных сосуда, соль, воронка, нитка, скрепка
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают)
Опыт «Выращиваем кристалл». В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен,
Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.
Итак, мы можем сделать вывод:
Соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.
Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов, давайте снимем шапочки и отдохнем.
Физкультминутка
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит.
Соли в речку брошу я -
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли нам найти?
Воспитатель:
Отдохнули, размялись, теперь пройдем в творческую мастерскую.
Аппликация «Украшение рамочки».
(рамочки, клей, декоративные кристаллики, салфетки)
Подарим одну рамочку гномику Токи. (Он нам оставил подарки – сладкие кристаллики)
Итог:
- О каком камне - минерале мы сегодня с вами говорили? (Соль – галит)
- О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета, состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)
- Какой опыт вы смотрели? («Выращивание кристаллов соли»)
- Чем мы занимались в творческой мастерской? (украшали фото рамку «кристалликами»)
- Мы с вами сегодня много узнали о том, что соль – один из важнейших минералов на Земле, который необходим человеку.