Елена Лукинцова
Проект мини-музея «От пещеры до небоскрёба»
▼ Скачать
Проект мини-музея «От пещеры до небоскрёба»
Архитектура – тоже летопись мира: она говорит
тогда, когда уже молчат и песни, и предания
Н. В. Гоголь
Актуальность: Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.
Публикация «Проект мини-музея „От пещеры до небоскрёба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Архитектура необходимый для человека объект окружающей действительности. И знакомство должно начинаться в самом раннем возрасте, что бы уже, будучи старше, дети могли представлять архитектуру как искусство.
Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности. Архитектура рассматривается как система зданий и сооружений, формирующая предметно-пространственную среду жизнедеятельности общества, как особого вида искусства, сочетающего в себе утилитарные и эстетические функции. Для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Установлено, что у дошкольников практически отсутствуют знания о профессии архитектора.
Вместе с тем установлено, что средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном, с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический приём на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию.
• обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых архитектурных строений, которые он никогда не встречал в доступной ему действительности
• углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятся улучшить свой дом, показать зависимость типов жилья от места проживания человека.
• формировать представления о конструкциях домов; уточнить представление о строительных профессиях.
• воспитывать уважительное отношение к людям разных народов и их традициям
• Способствовать развитию познавательной активности и кругозора детей, представлений о мире.
• Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников - ведущая форма познания. Именно в ней дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, пробуждается творческое начало, развивается воображение.
Назначение мини-музея :
• мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды группы
• мини-музей создаётся для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
• дети – активные участники оформления экспозиции музея.
• Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
•
Вид проекта : познавательно – творческий
Участники проекта :
• дети старшей группы;
• родители воспитанников;
• воспитатель группы.
Сроки реализации: апрель 2017г.
Продукт проекта : мини-музей архитектуры в группе.
Цель: формирование устойчивого интереса к предметам окружающего мира посредством познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить и расширить представления детей о доме – жилище человека, значимости дома в жизни каждого человека.
• Учить видеть приметы эпохи. Знакомить с историческими типами жилища.
• Формировать у детей представление об архитектуре, как виде искусства.
• Обогащать сенсорный опыт детей. Формировать представления детей о разновидностях внешнего вида домов.
• Формировать представления о различных материалах, из которых можно строить дом.
• Учить детей составлять конструкцию по плоскостной схеме. Учить изменять постройку в соответствии с заданными условиями.
• Познакомить с профессией архитектора. Расширить представления о строительных профессиях, назначение строительных инструментов.
• Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию диалогической и монологической речи у детей.
• Развивающие:
• Способствовать развитию стремления к поисково-исследовательской деятельности, формированию исследовательских умений и навыков
• Развивать умения действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
• Способствовать развитию воображения, творческой активности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать желание активно изучать новое, ранее неизвестное. Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок.
• Воспитывать желание вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности.
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в общении с окружающими, побуждать к творческой активности, самостоятельности
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Образовательные области:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Предполагаемый результат:
• Дети имеют представление об истории жилища, видах домов, значении жилища для людей;
• Сформирован интерес к памятникам архитектуры, их истории;
• Дети имеют представление о строительных профессиях и инструментах труда строителей.
• Владеют обобщающим понятием «строительные профессии»
• Умеют находить сходства и различия между домами;
• Имеют представление о взаимосвязи климатических условий жизни человека со способом строительства домов.
• Умеют составлять описательный рассказ о домах
• Умеют передавать внешний вид домов в изобразительной деятельности.
• Умеют воплощать свои замыслы в конструировании домов, объединять свои постройки в коллективный проект, создавать проекты, используя схемы.
Содержание работы:
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности детей:
• Литература:
«Дома мира»
«Русская изба от печки до лавочки»
«Московский кремль»
«Какие бывают дома»
«Кто строит дом»
«Здания» энциклопедия
Всё об искусстве» энциклопедия
«Новые чудеса света»
«Деревянное зодчество Руси»
«Про крестьянские хоромы»
«Про город от А до Я»
Альбом «От пещеры до небоскрёба»
Альбом «\Домик из сказки»
• иллюстрации: «Какие разные дома»
• иллюстрации «Из какого материала строят дома»
• иллюстрации «Строительные профессии»
• иллюстрации «Инструменты труда строителей»
• Наборы конструкторов: крупный напольный (модули, конструктор типа «лего», мелкий, средний, деревянный; а так же мозаики: крупные, средние, мелкие.
• Схемы построек и алгоритм их выполнения.
• Атрибуты для сюжетно-ролевых и для моделирования игровых ситуаций с разными видами конструкторов
• Муляжи для создания макетов: животные, растения, фигурки людей
• Материалы для самостоятельной продуктивной деятельности: цветная бумага, картон, бумага для рисования, пластилин, раскраски с разными видами домов, карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски
• Бросовый материал: камни, глина, ветки, коробки, лазерные диски, проволока и т. д.
• Полки для размещения экспонатов музея, столы для изобразительной и конструкторской деятельности, стол для размещения литературы по теме музея
Этапы работы:
Подготовительный этап:
• подбор литературы о домах, стихов, загадок, сказок, рассказов о строительстве и людях тех профессий, которые участвуют с строительстве домов;
• подбор иллюстраций по теме иллюстраций и фотографий эволюцию жилища;
• изготовление демонстрационного и раздаточного материала;
• выяснение представление родителей о том, какими умениями и навыками должен обладать их ребёнок для изображения и изготовления домов.
• изучение представления детей об истории жилища и его строительстве;
• рассматривание иллюстраций и фотографий эволюцию жилища
Познавательно – исследовательский этап:
• Беседы: «Что такое дом», «Русская изба», «Как появились первые дома», «Дома по назначению», «Из каких материалов строят дома», «Для чего нужны дома», «Какие профессии необходимы при строительстве дома»
• Рассматривание картин: «Каменщик», «Стройка», «Маляр»
• Занятия по окружающему миру: «Что нам стоит дом построить», «Дома в нашем городе», «Путешествие в прошлое жилища», «Профессия – строитель»
• Просмотр мультимедийных презентаций: «Дома бывают разные», «Как построить дом», «От пещеры до небоскрёба», «Архитектура Востока», «Необычные здания»
• Просмотр видеофильма «Город под полярной звездой»
Продуктивный этап:
• Конструирование из настольного конструктора-строителя, деревянного конструктора: «Небоскрёбы», «Замки», «Палатки», «Микрорайон города»
• Конструирование из «лего» : «Город Будущего», «Необычные дома»
• Рисование: «Дома на нашей улице», «Сказочные домики», Русская изба»
• Лепка «Сказочный домик», пластилинография «Разные дома»
• Конструирование из специального набора «Изба», из камней «Пещера первобытного человека», из бумаги по выкройке «Одноэтажный дом», из бросового материала «Дом будущего»
• Аппликация обрывная «Дачный домик»
• Раскрашивание раскрасок «Разные дома»
• Творческая работа детей и родителей по созданию выставки «Какие бывают дома» оформление выставки поделок сделанными детьми и их родителями;
Игровой этап
• Игры – путешествия: «Путешествие в прошлое жилья», «Мы идём в поход»
• Игра-соревнование со строительным игровым материалом «Строительный поединок»
• Сюжетно– ролевые игры: «Первобытные люди», «Мой дом», «Строим замок», «Мы – строители»
• Дидактические игры: «Собери картину», «Кому что», «Что сначала – что потом?», «Что кому надо для работы на стройке», «Как город растет», «Назови части дома». «Кто в домике живёт», «Какой сказочный герой живёт в этом доме?»
• Подвижные игры: «Найди свой дом», «К своему домику беги», «Ловишки с домами», «Бездомный заяц»
Чтение художественной литературы:
«Дома мира», «Кто строит дом»
Хосе Марти, «Как дома могут рассказать нам об истории человека».
Сказка Сергея Михалкова (по английской сказке) «Три поросёнка»
Русская народная сказка «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Рукавичка».
Чтение стихотворений о строительных профессиях.
Загадывание загадок о строительных инструментах труда.
Заключительный этап:
Выставки рисунков и поделок в различной технике
Мини-музей «От пещеры до небоскрёба»;
Иллюстративный альбом «От пещеры до небоскрёба».;
Электронная презентация по итогам проекта «От пещеры до небоскрёба».
Способы организации работы:
• принцип добровольности участия родителей и детей;
• работа проводится в режимные моменты и во время непосредственной образовательной деятельности.
• дети работают под руководством педагога.
Работа с родителями по проекту :
• Рекомендовать просмотреть мультфильмов «Три поросёнка», «Теремок», «Сказка о золотой рыбке», «Заюшкина избушка».
• Предложить нарисовать или изготовить макеты домов разных времён.
• Предложить родителям совместно с детьми составить рассказ: «В каком доме я живу».
Сотрудничество:
Игарский музей вечной мерзлоты
Городская детская библиотека
Родители группы
Старший воспитатель детского сада
Перспектива развития музея
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
На базе мини-музея или с использованием его коллекций, дидактического материала можно проводить занятия по разным видам деятельности.