Анна Митрофанова
Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе «История автомобиля»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : транспорт.
Цели: расширить знания детей о транспорте.
Задачи.
Коррекционно-образовательные: закрепить и обобщить знания детей о транспорте, уточнить и активизировать активный и пассивный словарь по теме; совершенствовать навыки грамматического строя речи и словообразования.
Коррекционно-развивающие : развивать речевой слух, внимание, память; развивать ориентацию во времени; развивать навыки связной речи; развивать координацию речи с движением.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе „История автомобиля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: побуждать к познанию нового; развивать навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование: картинный материал с изображением видов транспорта, телевизор для просмотра презентации, сигнальные карточки.
Тип занятия : комбинированное.
Форма организации занятия : групповая.
Формы: беседа, объяснение, презентация.
Методы: словесные (рассказ, беседа, вопросы и ответы, поощрение, итоговое обсуждение, наглядные (показ презентации).
Методы организации учащихся: фронтальный.
Литература:
1) Сборник развивающих игр в подготовительной к школе группе «Играем, дружим, растем» И. С. Артюхова, В. Ю. Белькович, программно-методический комплекс дошкольного развития «Мозаичный парк».
2) Электронный ресурс Wikipedia.
3) Серебрякова Лалаева…
4) Иллюстрированная энциклопедия «История автомобиля» Дмитрий Шаповалов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(Дети под музыку входят в зал.)
Логопед : Здравствуйте, дети! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Логопед : Садитесь, пожалуйста. Вы знаете, я сегодня ехала из Москвы и чуть не опоздала к вам на занятие. Пока ехала, я думала о том, как же хорошо, что сейчас есть такое многообразие транспорта, которое помогает людям в короткий срок добраться из одного места в другое и при этом не сильно устать. Т. е., транспорт - это устройство (техническое средство) для перевозки груза или пассажиров (людей) из одного места в другое.
2. Основная часть.
Логопед : Какой транспорт вы знаете? Отгадайте мои загадки:
- металлическая, 4 колеса, не много пассажирских мест внутри, едет от больницы до жилого дома и возвращается к больнице (скорая помощь);
- металлический, очень большой, с трубой, плавает и гудит (пароход);
- деревянная, с палками, плавает (лодка). А что за палки у лодки, как они называются и для чего нужны? (весла, чтобы грести и плыть в нужную сторону)
- очень длинная, едет быстро по металлическим палкам (электричка). По каким таким палкам она едет, как они называются? (рельсы)
Логопед : Какие виды транспорта мы сейчас с вами называли?
Дети: Специальный, пассажирский или по-другому: водный и наземный.
Логопед : Какие еще виды транспорта вы знаете и для чего нужен каждый из них? Назовите их.
Дети: Воздушный (самолет, вертолет, воздушный шар, подземный (метро, космический (ракета, шатл, спутник, грузовой и строительный (комментируют свой ответ).
Логопед : Давайте я вам помогу назвать грузовой транспорт:
- возит молоко -. (молоковоз)
- мешает бетон - … (бетономешалка)
- укладывает трубы - … (трубоукладчик)
- черпает землю - … (экскаватор)
Логопед : Насколько же велико разнообразие транспорта:
- автобус большой, а автомобиль … (маленький)
- самолет тяжелый, а велосипед (легкий)
- пароход громкий, а лодка … (тихая)
- карета, запряженная лошадьми, старый вид транспорта, а такси … (новый)
- электричка едет быстро, а скорый поезд еще … (быстрее)
- велосипед маленький, а самокат еще … (меньше)
- троллейбус длинный, а поезд еще … (длиннее)
- воздушный шар летает высоко, а космическая ракета еще … (выше)
Логопед : Представляете, дети, как далеко шагнуло человечество, ведь раньше, в прошлом, до того как мы с вами родились, не было даже воздушных шаров, и люди лишь мечтали об этом, называя их «воздушными кораблями». А какой сейчас самый популярный вид транспорта?
Дети: Автомобиль.
Логопед : Да. Сложно себе представить, что когда-то не было даже колеса. Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в прошлое и узнать об истории создания автомобиля. Но мы немного засиделись, чтобы хорошо себя чувствовать предлагаю вам размяться. Встаем рядом со своими местами.
Физ. минутка:
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз и два, раз и два.
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
Рассказ – презентация «История автомобиля».
Слайд №1.
Современный автомобиль сложно представить себе без колес.
Слайд №2.
Первое колесо изобрели древние люди в Месопотамии 3 тысячи лет до н. э.
Слайд №3.
И было оно из камня.
Слайд №4.
Далее, как вы знаете, оно претерпело изменения.
Слайд №5.
И уже в древнем Египте в начале н. э. люди научились делать деревянные колеса. Прикрепили к ним телеги и назвали это транспортное средство колесницей. Как вы понимаете, колесница ехала за счет того, что ее тянула за собой лошадь.
Слайд №6.
Телега, запряженная лошадьми, просуществовала очень долго. И до сих пор мы можем встретить ее в наших деревнях.
Слайд №7.
Но не будем забегать так далеко вперед. Сначала человечество изобрело паровоз.
Слайд №8.
И лишь потом, в 1768г., т. е. около трехсот лет назад, французский изобретатель создал паровой автомобиль. Это и был, в принципе, первый автомобиль. И представлял он собой нечто среднее между паровозом и автомобилем.
Слайд №9.
Только через 40 лет, т. е. почти через полвека, появился первый автомобиль внутреннего сгорания. Это значит, что устройство его двигателя было очень похоже на современные двигатели – сердца автомобилей. Топливо сгорает внутри самого двигателя, означает его название «двигатель внутреннего сгорания».
Слайд №10, 11, 12.
В начале прошлого столетия автомобилестроение стало очень быстро развиваться. Поэтому, чтобы у нас не закружилась голова от скорости, давайте сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
Закрываем глазки. Представьте, мы стоим на палубе корабля, нас греет теплое солнышко, и мы дышим морским ветерком. Давайте подышим глубоко: вдох носом, выдох ртом. Вдох - выдох, вдох – выдох.
Продолжение презентации.
Слайд №13.
С каждым десятком лет автомобиль все больше меняется внешне. Этому способствует желание облегчить себе жизнь, сделать поездку комфортнее и заработать на этом.
Слайд №14.
Попробуйте угадать, что это за машина? (скорая помощь)
Слайд №15.
А это? (гоночная машина)
Слайд №16.
Чем дальше, тем быстрее меняется внешний вид автомобиля. Здесь мы видим как он менялся с начала прошлого столетия по его середину.
Слайд №17.
А здесь представлены последние 50 лет развития автомобиля.
Слайд №18.
Электромобили, т. е. автомобили движущиеся за счет энергии электричества, были изобретены еще 100 лет назад, но потом о них забыли до настоящего времени.
Как вы думаете, каким видом автомобиля заняты сейчас умы инженеров?
Слайд №19, 20.
Это аэромобили.
Слайд №21.
И по сей день изобретатели со всех уголков земного шара стараются усовершенствовать автомобиль. И кто знает, может кому-нибудь из вас это удастся!
( Если остается время:
Логопед : Дети, а как вы понимаете современные поговорки: разбил добро – езжай на метро. На чужие гаражи двигателем не жужжи. Любишь кататься – люби и саночки возить. Пристегиваться поздновато, когда кругом палата.)
3. Подведение итогов.
Логопед : Как вы обратили внимание, люди всегда хотели передвигаться быстро из одного места в другое. Как вы думаете, какая была история у самолета?
Дети: …
Логопед : По секрету вам могу сказать, что даже велосипед, на котором вы сейчас катаетесь, тоже изменялся внешне. Попробуйте с родителями разузнать историю велосипеда.
Вы сегодня активно занимались, отвечали на мои вопросы, узнали много нового и интересного. Вы молодцы! У меня для вас есть угощение, которое мне привезли на грузовом автомобиле (раздать угощение).