нина Бахметьева
Открытое комплексное тематическое занятие «Осенняя печаль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое комплексное тематическое занятие в подготовительной группе
Задача: донести музыкальный образ до сознания детей, выразить в рисунках и танцевальной импровизации.
Оборудование: музыкальный центр, запись Ноктюрна ми бемоль мажор Глинки;
картины Бродского «Опавшие листья» и Остроухова «Золотая осень»;
осенние листочки на каждого ребёнка;
атрибуты к играм: шишки, муляжи ягод, грибов, осенние листья трёх цветов (жёлтые, зелёные и красные, мягкая игрушка белка, 2 обруча, 2 ложки, несколько штук картофеля, 2 тарелки;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
бумага и коробка карандашей на каждого ребёнка.
Предварительная работа: разучивание песен и стихов на осеннюю тему;
Слушание «Осенней песни» Чайковского;
Знакомство с альбомом Чайковского «Времена года»;
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем с вами слушать музыку, петь, рассматривать картины, рисовать, читать стихи, играть. К нам пришли гости на занятие, мы с ними поздороваемся музыкально, небольшой песенкой.
Проводится распевка в разных тональностях:
Добрый день, добрый день (1-2-3-4-5-6)
Нам здороваться не лень (5-4-3-2-1—1-1)
Этими словами (1-2-3-4-5-5)
Здороваемся с вами (5-5-4-3-2-1-1)
- Летом солнышко было таким тёплым. Мы радовались лету, цветам, ягодам. Но вдруг подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди. Что же произошло? Почему природа так изменилась? (ответы детей). Грустная и очень красивая пора. Чем же так красива осень? (ответы детей). Об этом и поётся в песне «Осень постучалась к нам». Я знаю, что вы любите эту песню и предлагаю спеть её нашим гостям.
Дети исполняют песню «Осень постучалась к нам».
- Какого характера песня? (спокойная, светлая, напевная). Осеннюю красоту можно выразить и в стихах. Прочитайте стихи об осени.
Несколько детей читают стихи на осеннюю тему.
- Композитор Пётр Ильич Чайковский любил это время года. Он целые дни проводил на воздухе, наблюдал, как меняются краски природы, дышал запахами влажной земли, грибов. Пётр Ильич гулял даже в дождливую погоду, потому что от дождя осенние краски становятся ещё ярче, осенние запахи ещё острее… Осенние впечатления Чайковского нашли отражение в его музыке. Я вам предлагаю послушать уже знакомое вам произведение этого композитора.
Музыкальный руководитель исполняет «Осеннюю песню» Чайковского.
- Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение (ответы детей). О чём рассказала эта музыка? Что вы услышали в ней? (музыка рассказала об осени; музыка задумчивая, печальная, задушевная, певучая; слышится шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя). Предлагаю вам потанцевать под эту музыку с осенними листочками.
Музыкальный руководитель повторно исполняет произведение, дети с осенними листочками в руках импровизируют танец. По окончании проводится анализ.
- А теперь такое задание: подберите подходящее к прослушанной музыке произведение художника.
Предлагаются картины Бродского «Опавшие листья» и Остроухова «Золотая осень».
- Осень – самое выразительное время года: какое разноцветье красок! На одной из картин изображена ранняя осень : осень золотая, нарядная, солнце светит ярко, и рядом с зелёными листьями разноцветными фонариками вспыхивают жёлтые, оранжевые, багряные…Но ведь есть и поздняя осень – с мелким надоедливым дождём, опавшими листьями, серебристым инеем по утрам. Посмотрите на картину «Опавшие листья». Природа потеряла яркие краски. Ждёт, когда снежное покрывало укроет землю о т зимней стужи.
Мы будем рисовать «осеннюю печаль». Постарайтесь придумать красивую, но печальную осень.
Дети рисуют, в это время звучит Ноктюрн Глинки. Оценка рисунков.
- Сегодня мы слушали музыку русских композиторов : Чайковского и Глинки. Эти имена ещё не раз вам встретятся, а их музыка доставит вам много приятных минут. Прозвучали замечательные стихи об осени. Вы увидели картины русских художников. Грустная природа напоминает нам об изменчивости и быстротечности жизни. Мы грустим… но в жизни печаль и радость зачастую ходят рядом, поэтому я предлагаю поиграть. Согласны? А игры будут осенние.
Рыжехвостая белочка сделала припасы на зиму, собрала в дупле шишки, грибы и ягоды. Надо помочь белке рассортировать припасы.
Проводится игра «Рассортируй припасы».
- В нашем зале появился яркий ковёр из осенних листьев – зелёных, красных и жёлтых. Надо собрать листочки и выложить из них веночек.
Проводится игра «Выложи венок из листьев».
- Осень – время урожая. На полях выросла вкусная, всеми любимая… да, картошка! А кто ел печёную картошку? Она очень вкусная, очень полезная, но горячая! Будем вынимать печёную картошку из костра не руками, а ложками. Кто смелый?
Проводится игра «Достань картошку из костра».
- Лесным зверям мы помогли, веночки из листьев выложили, картошку из костра достали, пора и всем позабавиться, поиграем в игру «Гори, гори ясно».
Проводится игра «Гори, гори ясно».
В конце занятия проводится краткий анализ, благодарим гостей. В музыкальном зале оформляется выставка «Осенняя печаль» из детских работ.