Елена Маргелова
Открытое интегрированное занятие по патриотическому воспитанию «Золотые узоры России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое, интегрированное развлечение
для детей старшей группы
«Золотые узоры России»
(История русского платка»
Цели: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным;
способствовать развитию эстетического отношения к окружающему, художественного вкуса, проявлению творчества, становлению личности ребенка, используя лучшие образцы декоративно-прикладного искусства, музыки, поэзии;
Публикация «Открытое интегрированное занятие по патриотическому воспитанию „Золотые узоры России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Орнамент и узоры
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
формировать у детей нравственные представления (доброе отношение к людям, способность сопереживать, сочувствовать друг другу);
воспитание патриотических чувств — любви к родной стране, чувства гордости за народных умельцев.
Оформление зала: в оформлении использованы предметы декоративно-прикладного искусства, детские работы.
Костюмы: костюмы участников развлечения (педагогов и детей) изготовлены по мотивам узоров изделий мастеров Гжели, Хохломы, Дымки.
Сценарий развлечения
Гостей встречает Хозяйка в русском народном костюме.
1Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Добро пожаловать к нам!
Для каждого найдется в нашем доме
и местечко, и словечко.
Давно припасали для вас забавушек на всякий вкус:
кому — сказку, кому — правду, кому — песенку!
Проходите, да и нам расскажите: где были, что видели.
Звучит русская народная песня «Где ты был Иванушка»
в обработке М. Иорданского- исполняют дети), затем садятся на стулья у боковой стены. В центр выходит Иванушка.
Хозяйка: Иванушка, а много ли товаров на ярмарке?
Иванушка: Ой, много! За один день не перевидать!
Хозяйка: А откуда товар-то?
Иванушка: Да со всех уголков России, со всех сел да городов.
Хозяйка: А мастера-то сами свой товар продавали?
Иванушка: Да каждый мастер свой товар показывал и нахваливал,
продать или подарить старался. Но что я тут рассказываю —
вы сами сейчас все увидите.
2 Хозяйка: (выносит поднос с дымковскими игрушками) :
Посмотрите-ка, ребята, на дымковские игрушки: на барышень с цветами, на пареньков в фуражках, на индюков важных. Знаете, из какого материала сделаны эти игрушки?
(Дети отвечают).
А откуда они? (Ответы детей).
дА Дымково уж славится Игрушкою своей!
И радует, и нравится в ней все до мелочей.
Да, дымковские парни и барышни хороши, а теперь посмотрите на наших!
Танец «Барышни и гусары»
1 Хозяйка: А вот Водоноска прекрасная
Прозрачные и яркие, веселые цвета.
В ней что-то есть от радуги — какая красота!
Она глядит не прянично — ликующе и празднично.
В ней молодость — изюминка, размах и удальство,
Красивое и умное искусство - колдовство!
Инсценировка песни «Аннушка»
(Аннушка –Гурова Лиля, Демьян - Руслан Ощепков, коромысло с двумя ведрами)
2-яХозяйка (показывает предметы, изготовленные по мотивам изделий мастеров Гжели) :
Здравствуй, Россия! Синее небо.
Ее не забудешь — где бы ты не был.
У незабудок глаза голубые
Ярко сияют только в России.
Вот колокольчики, а у реки
Синие-синие есть васильки.
Слушают песню «Синий синий василек»
Выходят дети в костюмах, стилизованных под гжель.
Дима Ключников: Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду «Гжель».
Хоровод «Кружева»
1-я Хозяйка (выносит декоративные доски с Городецкой росписью) :
Даша Сентищева: Городецкая роспись — как ее нам не знать:
Здесь горячие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать!
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать!
Здесь и сказка, и повесть, сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит!
2 Хозяйка: Звонкие, резные ложки расписные,
Ложкари играть начнут — ноги сами в пляс пойдут!
«Оркестр с ложками», муз. «Байновская кадриль» в обработке М. Иорданского
1Хозяйка (обращает внимание детей на изделия золотой Хохломы) :
Эти изделия радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнаменты вьются — так сделать сумей-ка!
А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном раздолье.
Волшебной травою любуемся мы —
Как главным узором для всей хохломы!
2-я Хозяйка (выносит поднос с матрешками) :
Мира:
Вот народная игрушка,
Просто диво-безделушка!
Далеко по белу свету
Знают все игрушку эту:
Расписную, золотую
И румяную такую!
На посадском платке —
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров!
Словно счастья букеты
На посадском платке.
Их теплей и роднее
Не найти нам нигде!
Хоровод с посадскими платками (вариации на тему русских народных песен).
2Хозяйка: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идет!
Ребята, а посмотрите, какой у меня есть сундучок! В этом сундучке спряталась интересная вещь, а какая, вы узнаете, отгадав мою загадку.
-Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковым, шерстяным, пуховым. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что это? (платок)
Да (достаю из сундука) платки бывают разные, но я хочу вас познакомить с историей русского платка. Присаживайтесь за столы, а я вам расскажу.
Это русский платок, обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. В старину на Руси кусок ткани, материи называли «плат». Женщина покрывала голову куском ткани – платом, отсюда и появилось слово «платок».
Сначала его носили поверх головного убора (показ слайда, а потом стали повязывать прямо на голову. (показ слайда)
Давным-давно крестьяне ткали платки дома на самодельных станках (показ слайда,это было очень нелегко, как и весь старинный быт, о котором мы говорили,затем платки украшали вышивками, лентами, набивным печатным узором (показ слайда)это была очень тяжелая и кропотливая работа. Потом позднее стали появляться фабрики для изготовления платков. Особенно славились платки, которые делались в Павловском Посаде, это город, который находится в 70-ти км от столицы нашей Родины. (А как называется столица нашей Родины)Этим платкам уже более 250 лет. Над изготовлением платков трудятся разные мастера, : ткачи ткут ткань из ниток, красильщики – красят ткань в разные тона, художники составляют узоры, набойщики переносят эти узоры на ткань платка.
Посмотрите внимательно, какими узорами украшены платки? (ответы детей)
Да, ребята, узоры павлопосадских платков напоминают нам о многоцветье лета, о золотом осеннем лесе,да и о красоте природы в целом.
Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику.
Павлопосадские платки известны во всем мире, а на сегодняшний день это очень модная деталь одежды (показ слайда) Он может украсить любой наряд и сделать его привлекательным, выразительным и неповторимым.
Катя накидывает платок на плечи и читает стихотворение
- а сейчас я предлагаю вам сделать свои платки, заготовки мы с вами уже сделали, а теперь я предлагаю вам подобрать красивые узоры и украсить ими ваши платки.
Дети выполняют работу.
_Ребята, вы большие молодцы, посмотрите, какая красота у вас получилась, давайте, прикрепим ваши платки и полюбуемся ими.
2Хозяйка: Дорогие ребята, вы настоящие мастера!
За ваши труды и старания примите в награду этот каравай.
1Хозяйка : Самовар поставим к чаю
И к столу зовем гостей
Вкусным чаем угощаем
И станцуем веселей!
Песня - хоровод «Пых, пых, самовар» —муз, Л. Компанейца, сл. М. Садовского.
Хозяйка: гостям на память о нашей встрече дарим подарки сделанные своими руками. (дети вручают гостям)
(чаепитие, сладкий стол)
2Хозяйка: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Звучит музыка дети выходят из зала.