Нина Балашова
Открытое годовое занятие в старшей группе: «Празднование Кузьмы и Демьяна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
• Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
• Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
• Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.
Публикация «Открытое годовое занятие в старшей группе: „Празднование Кузьмы и Демьяна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы, самовар, лоскутное одеяло, скатерть; хохломская посуда; деревянные ложки; фонограммы народных мелодий и русской народной песни, магнитофон
Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.
Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубен.
Действующие лица: Хозяйка, Дети, Гости (родители, педагоги).
Ход НОД:
ВЕДУЩАЯ: (она же Хозяйка, на тихом фоне мелодии) :
Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли, с пожеланием добра, благополучия, изобилия, наивностью и очарованием народных обычаев и традиций.
(Слышится песня в исполнении фольклорного ансамбля «Подай балалайку».)
Раздаётся стук. Входят девочки
Хоз: Вот и праздник на пороге.
(группа идет через зрительный зал к «избе». Хозяйка в это время достает хлеб из печи. Кладет на поднос с рушником и выходит на крыльцо встречать гостей.)
Хоз: Тара-ра, тара-ра.
Идут девочки с двора
Петь и плясать
Всех в округе собирать
Девочки: Здравствуй, хозяюшка. Мир вам и мы к вам.
Хоз: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, рады всем, кто пришёл к нам в гости. Приглашаю вас на осенние посиделки. Давно мы вас ждём, где вы, матушки загулялись?
Девочки: А мы покуда пирогов напекли, да сарафаны нагладили - тут и времечко прошло.
Хоз: Ну что же, девицы - красавицы, душеньки – подруженьки, проходите в нашу горницу, во светлицу.
А что это с вами парней нет?
Девочки: Не споткнутся, прибегут.
Была бы роща, а соловьи найдутся.
Девочки: А это вам гостинцы: пироги да пряники, пирожки да булки, всего понемножку да куриную ножку! Как у тебя хозяюшка красиво в горнице.
Девочки отдают хозяйкам корзинку с угощением, сами встают в две колонны около лавок, в руках у них принесённое с собой рукоделие.
Песня «Во горнице»
Да, девочки вот и наступила поздняя осень, на полях убран последний урожай, пришло время посиделок. Садятся на лавки
Хоз: А скажите мне душечки, какой нынче месяц на дворе? Знаете?
Девочки: Ноябрь.
Хоз: А как его звали в народе? Как величали?
Девочки: Листогной, студёный, полузимник, грудень
Хоз: А вы моё сердечко повеселите, да пословицы о ноябре скажите.
Пословицы о Ноябре.
В ноябре зима с осенью борется.
Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
Ноябрьские ночи до снега темные.
Хоз: Хорошо пословицы говорили
Будем мы сегодня песни петь, плясать да в игры играть, ведь у нас праздник -Кузьминки, праздник ремесла и домашнего очага.
Праздник не безделья, праздник рукоделья, так что, пока парней нет, давайте-ка за работу примемся.
Девочки берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание, прядут и т. д.
Хоз: А ну-ка, девочки, запевайте-ка песню, с песней и работа веселей.
Девушки исполняют песню «Как была Дуняша тонкая прядёха».
Раздаётся шум, смех. Появляется группа парней.
Парни исполняют «припевки»
1-ый парень: А вот и мы!
2-й парень: Расступись народ честной,
Не пыли, дорожка,
Добры молодцы идут,
Погулять немножко!
3-й парень: Здоровья вам! Нужны ли мы вам?
Хоз: Нужны, давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Не столько работать, сколько веселиться надо. Все парни сели к девочкам, а один из парней подходит к девочкам, пытается сесть между ними на лавку.
ПАРЕНЬ: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалте веретенце,
посмотреть на ваше рукодельство.
ДЕВУШКА: (сердясь) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.
ПАРЕНЬ: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой).
Девочка: (поёт с юмором)
Не садись-ка, милый рядом,
Тебе место на бревне.
Парень: (притворно возмущается) Ах, так!
У меня милашка Машка
Рукодельная была.
В решете коров доила,
Кочергой полы мела!
Девочка: (дразнится)
Федя-медя съел медведя!
Парень: Села Олеся, с печи ноги свеся!
Девочка: Андрей-воробей, не гоняй голубей!
Гоняй галочек из-под палочек!
Парень: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!
Хоз: Да ладно вам дразниться! Лучше бы рассказали что-нибудь.
Парень: выходит
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике!
Девочки: с места Чепуха! Чепуха! Это просто враки!
«Куры съели петуха», -
Говорят собаки!
Парень: выходит Лошадь ела сало,
А мужик – овёс,
Лошадь села в сани,
А мужик – повёз!
Девочки: Чепуха! Чепуха! Это просто враки!
«Куры съели петуха», -
Говорят собаки!
Хоз: Да что это вы за небылицы рассказываете! Давайте лучше работы девочек рассмотрим. Ай, да девицы, ай, да мастерицы!
Любо-дорого смотреть на ваше рукоделие! Вы на видное место свои работы уберите пусть народ полюбуется вашим мастерством!
Раскладывают работы девочек на видное место.
ХОЗЯЙКА: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?
(Ведущая проводит игру на знание зимних работ, это: вязание, шитье, вышивание, прядение, тканье.
ХОЗЯЙКА: У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Да и наши парни ох, не промах, всем мастерством овладели, показать нам все сумели, да ж с собою принесли. (показывает на мальчиков, у них: дерев. ложки, ухват и т. д.). И на это диво повеселимся мы игриво. Я буду называть ремесленника, а вы будете мне показывать, что же он делал.
Игра «Ремесленник» начинается мы на ножки поднимаемся
Плотник – дети показывают имитацию топора в руках и имитируют рубку топором избы со звуком «Ух»
Столяр – дети показывают имитацию: молотком забивают гвозди в стол со звуком «Тук – тук»
Портной – дети показывают имитацию : рукой держат иголку и шьют со звуком «Вших – вжих»
Кузнец – дети имитируют как кузнец бьёт молотом по наковальне со звуком «Ком – гом»
(Хозяйка называет ремесленников, дети имитируют движения каждого ремесленника с определёнными звуками и так продолжается несколько раз)
Садятся
Хоз: Наши игры не кончаются, праздник продолжается!
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна (присутствующих делит на две части зала). Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.
(Вызывает из «деревень» девушку с парнем).
ХОЗЯЙКА: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли.
Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, пока музыка играет та и победит.
(Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать, группа поет песню «Дуня-тонкопряха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила.
Хоз: Давайте сядем рядком, да потолкуем ладком. Ноябрь – последний месяц осени. А скажите мне, девицы-красавицы, да красны молодцы, какой нынче праздник.
Дети: Кузьминки.
Хоз: А что это за праздник?
Реб: Кузьминки – об осени одни поминки.
Реб: Кузьминки – встреча зимы.
Реб: Кузьма и Демьян – праздник кузнецов.
Хоз: Правильно молвите. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, от чего и зовут их бессеребренниками.
Реб: Кузьма с Демьяном – большие работники, они кузнецы и плотники.
Реб: Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.
Реб: они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.
Хоз: А кто знает, какие блюда подавали в этот день?
Дети: Кашу, курицу или петуха.
Хоз: Поэтому Кузьминки называли куриным или кашным днём. Так и говорили: «Кузьминки – курьи именины». На Кузьму и Демьяна – курицу на стол.
Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!
А кто сказал: - частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе!
Парень: (поёт)
Эх, гармошечка моя,
Нет тебя дороже,
Я без шуток не могу,
Без частушек тоже!
Исполняются частушки с приглашением.
У меня на сарафане
Косолапы петухи,
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи!
За окном стоит корова
Громким голосом ревёт,
За воротами телега-
Никто замуж не берёт!
Рома – парень ничего,
Только он кусается.
Все собаки от него
Наутек бросаются.
Я не с вашего селенья
И не с вашего села.
Не по – вашему танцую,
Посмотрите на меня.
А я чайничала,
Самоварничала,
Всю посуду перебила,
Накухарничала!
На окошке два цветочка –
Голубой да аленький!
Я парнишка боевой,
Только ростом маленький!
Хоз: Мы частушки пели, веселились, а мальчик Дрема лежит целый день ленится. А ну – ка все скорее выходите, хоровод наш заводите! Покажите – ка удаль молодецкую и красу девичью.
Исполняется игровой хоровод «Сидит Дрёма»
Хоз: Вот так, давным – давно в праздничные дни веселился народ. А теперь, ребята, давайте сядем рядком да поговорим, какой праздник мы с вами отмечали? Ответ детей. Садятся на лавки
А почему в народе праздник называют «Кузьминки»?
В честь кого он назван?
Кем были Кузьма и Демьян?
Почему их звали бессребрянниками?
Как их еще можно назвать?
Что делали на этом празднике?
Зачем люди придумали такой праздник?
Хоз: Да, ребятки мои, вы все верно сказали. И в старые древние времена детей к труду приучали с малолетства. Девочек с 5 лет сажали за прялку пряжу прясть, учили вышивать платочки, ладно щи варить. А мальчиков обучали разным ремеслам – плотницким да кузнечным.
А сейчас ребята я предлагаю вам доделать ваших куколок «Кузьму и Демьяна» - оберегов домашнего очага, которых вы делали дома со своими родителями. Мы на коврик все присядем, своих кукол там нарядим. Садятся кругом, приступают к работе под тихую музыку.
Для защиты от болезней, несчастий, злых духов - обереги Рукомесленников от чистого сердца, гостям мы подарим (Дети дарят кукол гостям)
Хоз: Как куется, так и песня льется,
Как песня льется, так и куется.
Сегодня праздник кузнецов.
Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, «Песню «Во ку, во кузнице» споем.
Хоз: Вот и погуляли мы на Кузьминках.
Дети (по очереди) :
Всем людям добрым
Желаем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!
Хоз: Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали!
Ой, да про пироги – то я забыла. А напекла специально к сегодняшнему дню – к Кузьминкам! Милости просим к нашему столу! Каши отведать, да, чайку с пирогами попить!
Уходят