Елена Павличенко
Открытая образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе «Свойства воздуха»
Цель: Расширять знания о свойствах воздуха.
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Публикация «Открытая образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, фонарик, емкости с водой и стаканчики, веера (по количеству детей, халаты, воздушные шары, зубочистки, перышки, чеснок, мыло, лук, апельсин, капсулы от киндерсюрпризов, кораблики, схемы, телевизор.
Ход занятия:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро всем нашим гостям!
- Доброе утро всем нам!
-Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему другу, Мудрой Сове. Она обещала мне что покажет нам свою лабораторию. Хотите стать настоящими ученными и побывать в научной лаборатории?
- Да!
- Отправимся в путешествие. На чем же нам быстрей добраться?
Мчится в небе голубом
Вертолет с одним винтом,
А еще быстрей полет
совершает самолет,
А еще быстрей- вот эта
Межпланетная ракета!
Дружно все мы повернулись
У Свы очутились.
- Здравствуйте, мои маленькие друзья. Я вас приветствую в своей научной лаборатории, в моей лаборатории необходимо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, надевать специальную одежду. (Воспитатель надевает маску мудрой совы. Раздает халаты и шапочки детям)
-А вот что мы будем исследовать в лаборатории, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Он вокруг, его невидим,
Только всем необходим:
Людям, мячикам и шинам,
Водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам,
Вот загадочный какой.
- Воздух!
- Правильно, это воздух.
- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
- Нет, не видим.
- Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
- Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
- Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
- Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
- Он пуст.
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
- Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
- Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей).
У меня есть фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
-Свет фонарика проходит через пакет.
- Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
- Замечательно! А теперь давайте проверим, что будет если мы возьмите острую палочку и аккуратно проколем мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
- Воздух.
- Вывод: воздух бесцветный, прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Ребята, а во что еще можно поймать воздух? (Спасательные
жилеты, круги, мяч, воздушные шары.)
СХЕМА №1 ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ
Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой, когда воздух мы выпустили?
Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. Значит воздух находится повсюду.
СХЕМА №2 ВОЗДУХ ПОВСЮДУ
- Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.
Артикуляционная гимнастика: «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
- А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
- Я предлагаю проверить. Повторите всё, что я покажу. Положите руку на грудь и сделайте глубокий вдох. Что происходит, когда вы вдыхаете?
- Значит, когда мы вдыхаем, воздух занимает внутри нас место. А что происходит, когда мы выдыхаем?
- Я предлагаю вам взять стаканчики с водой и трубочки. Повторите точно всё за мной. Подуйте в трубочку. Что происходит?
- Пузырьки – это воздух. Откуда они появились?
-Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
-В этом опыте вы смоги увидеть воздух?
А откуда взялся этот воздух?
- Сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку.
- Все люди дышат через нос. Ребята, давайте друг другу покажем, как дышат наши носики.
Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
- А с перышком видно. Смотрите, какие красивые перышки я вам принесла. Берите их скорее в руки. Подышите на них. Что вы замечаете?
- Перышко шевелится, как летом листочки на деревьях. А почему качаются листочки?
- А что такое ветер? Правильно, это движение воздуха.
Значит сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!
СХЕМА №3 ВОЗДУХ В ЧЕЛОВЕКЕ
Физкультминутка:
Мы весело и дружно (дети маршируют)
Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)
Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом,
Улетел наш шарик – «ОХ»!
Опыт 3. «Что легче: вода или воздух?»
- Как вы думаете, ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть).
- 1. Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
2. Возьмите контейнеры от киндерсюрпризов. Как вы думаете, в них что-то есть. Верно в них воздух. Положите их в емкость с водой. Посмотрите, они не тонут. Значит воздух легче, чем вода.
Теперь мы с вами убедились, что воздух легче воды, потому что вода его вытеснила.
СХЕМА №4 ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ
Опыт 4. «Воздух движется и переносит запахи».
- Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
- В лицо дует ветерок.
- Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Закройте глаза и сделайте глубокий вдох. Чем пахнет воздух? Конечно он без запаха, но ведь мы чувствуем запахи которые долетают к нам с кухни. Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу. Даю понюхать детям чеснок, апельсин, мыло, лук. Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
СХЕМА №5 ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
Опыт 5. «Подуй на кораблик» На столе емкость с водой на которой плавает бумажный кораблик.
- Ребята, давайте проведем еще один эксперимент. У нас на столах трубочки для коктейля. Возьмите их и подуйте на кораблик. Что происходит? Правильно, кораблик движется по воде. Но, как вы думаете, что его заставило двигаться?
- Воздух, который находится внутри нас.
Правильно, дети. Если воздух подвинул наш кораблик, какой можно сделать вывод?
- Воздух имеет силу, двигает предметы
СХЕМА №6 ВОЗДУХ ДВИГАЕТ ПРЕДМЕТЫ
- Ребята, Вы отличные воздухоискатели! Мы замечательно провели с вами время, много узнали. Но наше путешествие по научной лаборатории подошло к концу. На память о вашем путешествии в мою научную лабораторию я дарю вам немного воздуха в таких красивых воздушных шарах и жду вас в гости еще раз. Ну а вам пора в свой детский сад.
Все вокруг мы повернулись,
В детский сад уже вернулись.
В результате вашего путешествия что вы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей;
- что воздух не имеет запаха, но может его переносить;
- что воздух может двигать предметы.
- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? ( ответы: воздух необходим всему живому).
- Вам было интересно? А что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали?