ЛюбовьРыжкова
Отчёт по трудовому воспитанию в старшей группе
Отчёт по трудовому воспитанию в старшей группе
Составила;Рыжкова Л. Д
Годовая задача нашего детского сада на учебный год звучит следующим образом : «Труд, в воспитание подрастающего поколения»
Так как я работаю в старшей группе, я определила задачи, которые мне необходимо решать в течении года.
1. Расширять представления детей о труде взрослых.
Публикация «Отчёт по трудовому воспитанию в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям
3. Воспитывать уважение к людям труда.
4. Воспитывать потребность трудиться.
5. Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
6. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Для того, чтобы успешно решать эти задачи, и именно работать над развитием трудовых навыков у детей я составила перспективный план работы на год.
Я могу смело сказать, что дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. В детском саду дети моей группы регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытьё строительного материала, разные виды дежурства, труд в природе. В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приёмы (как намылить бельё для кукол). И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудится, но очень медленно овладевают трудовыми навыками. Считаю также, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде. Всё это способствует заимствованию ребёнком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.
Дети в игре и в быту стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли продавца,врача, водителя и других знакомых им профессий. Дети успешно могут выполнять несложные обязанности по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности за порученное дело, преодолевают небольшие трудности в работе. Также дома родители привлекали детей к хозяйственно-бытовому совместному труду. Тем самым мы совместно с родителями формируем у детей положительное отношение к труду.
При ознакомлении детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры «Играем в профессии» .рассматривание альбома «Все работы хороши», познавательный досуг «Нужные профессии», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (в кабинет бухгалтерию, мед. кабинет). Мы наблюдали за строительством церкви и как подъёмный кран помогал людям в работе. Рассказала о работе строителей, каменщиков, плотников,. Всё это углубило, расширило знания детей. После таких наблюдений даже родители заметили, что у детей изменилось отношение к труду взрослых. Чтобы у детей сформировались чёткие представления о труде хлебороба мы провели открытое занятие совместно с родителями и решили по весне вырастить из пшеницы хлебные колосья. Таким образом, в ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.
Дети пришли ко мне в группу в трёхлетнем возрасте и особое внимание я уделяла развитию навыков самообслуживания у детей. Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело, выясняю, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, а кому удается выполнить её не так быстро и качественно, как хотелось На этой возрастной ступени продолжаю работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаю контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры убирали игрушки на место. Достигается это путём предъявлений постоянных требований. Они помогают мне приучать ребят к порядку.
Также стараюсь приучать детей бережно относиться к вещам. Здесь я подчёркиваю, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.
Хозяйственно-бытовой труд, который мы планируем в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда : наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я вижу результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке : наведение порядка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно три года приучали их к труду. Сейчас, когда мои дети овладели элементарными трудовыми навыками, я поставила для себя задачу – поддерживать у детей эмоционально-положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду.
Труд в природе также мы используем с младшей группы. Я сама очень люблю природу, люблю трудиться в природе, что-то сеять, пересаживать, выращивать. У меня большой огород, где я воплощаю в жизнь свои мечты. И свою любовь к растениям я постаралась передать детям. Наша группа богата комнатными растениями, с младшей группы мы выращиваем рассаду овощей, цветов, проводим большую работу в цветнике и на огороде. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Круглый год у нас проводится работа в природе. Одно из условий эффективности всякой работы – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы – занятие. Работая вместе с детьми, я ставлю задачу, намечаю, какой они получат результат, по мере надобности показываю нужные приёмы, сообщаю знания, всё это я делаю по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитываю трудолюбие, постепенно объясняю детям значение ухода для роста растений. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использую в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а я стараюсь осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата. Так как учебный год уже подходит к концу, я смело могу сказать, что дети имеют значительный практический опыт, чёткие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в наше работе. В процессе ручного труда дети осваивают навыки работы с бумагой и природным материалом хотя работа с последним у детей вызывает затруднения. Решила уделить этой работе больше внимания. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Руководя ручным трудом, я ставила перед собой задачу: Вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество.
Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание было уделено работе с родителями. 1. Дети овладевают умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе в течении 3-хлет по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования нужных инструментов.
3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, сосредоточенно работать и доводить дело до конца,.
4. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
В подготовительной к школе группе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и надеюсь, что качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном
моём участии не пойдут под откос, а возымеют свои положительные плоды и в будущем.
Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам:
• «Что нам осень принесла».
• «Мастерская Деда Мороза».
• «Мамины умелые ручки».
уголок для родителей с постоянно обновляющейся информацией.
Совместно проводилась уборка в группе после ремонта.
Отремонтированы в уголке ряженья вещи и приведены в порядок платья для девочек из муз. зала к празднику осени. Были сделаны колосья на занятие «Хлеб всему голова».Сооружены и повешаны кормушки для птиц.