Прошутинская Надежда Владимировна
Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей с ТНР с применением кейс-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад №12 «Якорёк»
Отчёт
по самообразованию
воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
2021 – 2024 уч. год
ТЕМА: «Развитие способности исследовать различные проблемы и находить их решения, через применение кейс-технологии, в речемыслительной деятельности, у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Н. В. Прошутинская
п. Жигалово
2024 год
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема: «Развитие способности исследовать различные проблемы и находить их решения, через применение кейс-технологии, в речемыслительной деятельности, у детей старшего дошкольного возраста»
Направление: речевое; социально-коммуникативное
группа: старшая, подготовительная
Воспитатель: Прошутинская Надежда Владимировна
Дата начала работы над темой: декабрь 2021 г.
Окончание работы: май 2024 г.
Форма самообразования : индивидуальная.
Цель: изучение кейс- метода и формирование у детей способности решать проблемы посредством проведения анализа возможных решений и выбора лучшего из них.
Задачи:
Образовательные:
Активировать мыслительную деятельность детей;
Формировать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Развивающие :
Развивать воображение, мышление, логику, память.
Развивать творческие способности.
Развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
Воспитывать умение приходить на помощь.
Способствовать сплочению
Разработать кейс-технологии по познавательному развитию детей, создать картотеки проблемных ситуаций для разных возрастов;
Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
Ожидаемые результаты:
У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (кейс-технологии);
умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.
У детей сформируются :
Способность на практике; находить альтернативные варианты решений определенных ситуаций, соотносить их с жизненными ситуациями;
Развивать умение оценивать ситуацию и принимать решения;
Нравственные аспекты поведения.
Умение анализировать проблемные ситуации, критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. научаться самостоятельно анализировать ситуацию, диагностировать проблему и представлять свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками;
повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
Актуальность
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.
Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.
Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультфильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить.
Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности.
Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.
Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.
Слово «интерактив» с английского на русский переводится как взаимное (inter) действие (act). Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы, взаимодействовать с кем-либо, а также с чем-либо (компьютером).
Кейс в переводе с латинского – запутанный, необычный случай, а с английского – портфель, чемоданчик.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Требования к кейсу (заданию) :
— соответствовать четко поставленной цели;
— иметь соответствующий уровень трудности;
— иллюстрировать типичные ситуации;
— развивать аналитическое мышление;
— провоцировать дискуссию;
— иметь несколько решений.
Методы кейс-технологии :
— метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
— игровое проектирование ( процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
— метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
— ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
— кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
— метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:
— кейс-стадии;
— кейс-иллюстрации;
— фото-кейс;
— проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Технология кейс-стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология кейс-стади направлена на :
— освоение знаний, формирование новых качеств и представлений;
— развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение;
— ориентированное обучение детей с индивидуальными данными;
— формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
— использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Пример Кейс-стади «Разговор по телефону».
Цель:
— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;
— формирование культуры общения;
— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
— Юру позовите.
— Юры нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
— Почему?
— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
— Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Пример Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.
В «фото-кейс» входит:
— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
— текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
— задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Пример Фото-кейс «Мальчик не ест суп».
Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?
Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
— умение дошкольников принять на себя роль;
— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
— ролевое взаимодействие.
Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Пример Игровой проект «Кока-кола: за и против».
Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:
Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.
Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.
Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.
В процессе освоения кейс-технологий дети :
— учатся получать необходимую информацию в общении;
— развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;
— учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
— развивают умение принимать помощь.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки:
— происходит формирование у детей навыков работы в команде;
— умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
— развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
— обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
— дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т. е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически.
Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.
Перспективный план самообразования
на 2022-2023 учебный год.
Этапы Сроки Формы работы Практические выходы
Подготовительный этап
Сентябрь
-Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач
-Планирование работы по самообразованию
-Изучение научно-методической и учебно-методической литературы
-Выбор темы по самообразованию
-Составление плана по самообразованию
-Подборка материалов по теме самообразования
Практический этап
Октябрь - Апрель Проведение занятий с использованием кейс-технологий. Цель: Формировать умение находить альтернативные варианты решений определенных ситуаций, соотносить их с жизненными ситуациями. Развивать речь и умение оценивать ситуацию, принимать решения;
-Проблемные ситуации и их решение совместно с детьми. Цель: Научить анализировать проблемные ситуации, критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. научаться самостоятельно анализировать ситуацию, диагностировать проблему и представлять свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками;
- Кейс-стадии. Цель: развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение; формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
-Кейс-иллюстрации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
-Фото-кейс. Цель: создать мотивацию правильного поведения в той или иной ситуации.
-Проигрывание ролей (ролевое проектирование). Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. -Подборка консультаций
-Презентация
-Информационные материалы
-Подборка конспектов НОД
-Папка с конспектами НОД
-Отчёт в папку с материалами педсовета
Итоговый этап
Май
-Проведение НОД с использованием кейс технологий по окружающему миру «Если бы бабочки всей земли поселились у нас…»
-Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования. -Информационные материалы.
-Отчёт в папку с материалами педсовета.
БАНК
КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗУЕМЫХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Месяц
Кейс - технологии
Тема
Сентябрь Знакомство детей с видами Кейс – технологий. Ситуация «Знакомство»
Октябрь -Кейс-стадии.
Ситуация «Вежливый отказ»
Ситуация «Петя не хочет кушать суп…»
-Кейс-иллюстрации. «Как правильно переходить улицу»
Ноябрь -Фото-кейс. «Аленка потеряла куклу»
«Одежда в детском шкафу»
-Проведение занятий с использованием кейс-технологий. НОД по ФЭМП «В гости к медвежонку»
Декабрь -Фото-кейс. «Умывание»
«Хоровод»
-Кейс-иллюстрации. «Волк отобрал елочку у зверей»
Январь -Фото-кейс. «Птицы на морозе»
-Кейс-стадии. Ситуация «Просьба»
Ситуация «Винни-пух и день забот»
Февраль -Кейс-иллюстрации. «Мальчик играет со спичками»
«Дети трудятся на участке»
-Проведение занятий с использованием кейс-технологий. НОД по ФЭМП «Три стульчика»
Март -Проигрывание ролей (ролевое проектирование). «Нина и бабушка пошли в магазин»
«Просьба»
-Кейс-стадии. Ситуация «Благодарность», «Прощание».
Ситуация «Набор инструментов»
Апрель -Проигрывание ролей (ролевое проектирование). «Настоящие друзья»
«Угощение»
-Кейс-стадии Ситуация «Прощение»
Ситуация «Разговор с незнакомыми на улице»
-Фото-кейс «Мальчики и девочки прыгают по лужам»
«Неопрятный ребенок»
Май -Проигрывание ролей (ролевое проектирование). «Благодарность», «Прощание».
-Проведение занятий с использованием кейс-технологий. НОД по ФЦКМ «Если бы бабочки всей земли поселились у нас…»
Литература:
1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
3. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
4. https://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
5. https://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии