Папки-передвижки

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей с ТНР с применением кейс-технологии»

Прошутинская Надежда Владимировна
Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей с ТНР с применением кейс-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад №12 «Якорёк»

Отчёт

по самообразованию

воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

2021 – 2024 уч. год

ТЕМА: «Развитие способности исследовать различные проблемы и находить их решения, через применение кейс-технологии, в речемыслительной деятельности, у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Н. В. Прошутинская

п. Жигалово

2024 год

Темочки:

Тема: «Развитие способности исследовать различные проблемы и находить их решения, через применение кейс-технологии, в речемыслительной деятельности, у детей старшего дошкольного возраста»

Направление: речевое; социально-коммуникативное

группа: старшая, подготовительная

Воспитатель: Прошутинская Надежда Владимировна

Дата начала работы над темой: декабрь 2021 г.

Окончание работы: май 2024 г.

Форма самообразования : индивидуальная.

Цель: изучение кейс- метода и формирование у детей способности решать проблемы посредством проведения анализа возможных решений и выбора лучшего из них.

Задачи:

Образовательные:

Активировать мыслительную деятельность детей;

Формировать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Развивающие :

Развивать воображение, мышление, логику, память.

Развивать творческие способности.

Развивать коммуникативные качества.

Воспитательные:

Воспитывать умение приходить на помощь.

Способствовать сплочению

Разработать кейс-технологии по познавательному развитию детей, создать картотеки проблемных ситуаций для разных возрастов;

Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.

Ожидаемые результаты:

У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (кейс-технологии);

умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;

пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.

У детей сформируются :

Способность на практике; находить альтернативные варианты решений определенных ситуаций, соотносить их с жизненными ситуациями;

Развивать умение оценивать ситуацию и принимать решения;

Нравственные аспекты поведения.

Умение анализировать проблемные ситуации, критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. научаться самостоятельно анализировать ситуацию, диагностировать проблему и представлять свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками;

повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

Актуальность

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.

Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.

Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультфильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить.

Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности.

Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.

Слово «интерактив» с английского на русский переводится как взаимное (inter) действие (act). Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы, взаимодействовать с кем-либо, а также с чем-либо (компьютером).

Кейс в переводе с латинского – запутанный, необычный случай, а с английского – портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Требования к кейсу (заданию) :

— соответствовать четко поставленной цели;

— иметь соответствующий уровень трудности;

— иллюстрировать типичные ситуации;

развивать аналитическое мышление;

— провоцировать дискуссию;

— иметь несколько решений.

Методы кейс-технологии :

— метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);

— игровое проектирование ( процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);

— метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);

— ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);

кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);

— метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

кейс-стадии;

кейс-иллюстрации;

фото-кейс;

— проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Технология кейс-стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология кейс-стади направлена на :

— освоение знаний, формирование новых качеств и представлений;

развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение;

— ориентированное обучение детей с индивидуальными данными;

— формирование навыков коммуникативного взаимодействия;

— использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Пример Кейс-стади «Разговор по телефону».

Цель:

— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;

— формирование культуры общения;

— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

— Юру позовите.

— Юры нет дома. А с кем я говорю?

— Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

— Почему?

— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

— Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Пример Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.

В «фото-кейс» входит:

— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;

— текст к кейсу, который описывает совокупность событий;

— задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).

Пример Фото-кейс «Мальчик не ест суп».

Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.

Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?

Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

— умение дошкольников принять на себя роль;

— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

— ролевое взаимодействие.

Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Пример Игровой проект «Кока-кола: за и против».

Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:

Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.

Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.

Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.

В процессе освоения кейс-технологий дети :

— учатся получать необходимую информацию в общении;

развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;

— учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

развивают умение принимать помощь.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?

Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки:

— происходит формирование у детей навыков работы в команде;

— умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

— обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

— дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т. е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически.

Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.

Перспективный план самообразования

на 2022-2023 учебный год.

Этапы Сроки Формы работы Практические выходы

Подготовительный этап

Сентябрь

-Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

-Планирование работы по самообразованию

-Изучение научно-методической и учебно-методической литературы

-Выбор темы по самообразованию

-Составление плана по самообразованию

-Подборка материалов по теме самообразования

Практический этап

Октябрь - Апрель Проведение занятий с использованием кейс-технологий. Цель: Формировать умение находить альтернативные варианты решений определенных ситуаций, соотносить их с жизненными ситуациями. Развивать речь и умение оценивать ситуацию, принимать решения;

-Проблемные ситуации и их решение совместно с детьми. Цель: Научить анализировать проблемные ситуации, критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. научаться самостоятельно анализировать ситуацию, диагностировать проблему и представлять свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками;

- Кейс-стадии. Цель: развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение; формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

-Кейс-иллюстрации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

-Фото-кейс. Цель: создать мотивацию правильного поведения в той или иной ситуации.

-Проигрывание ролей (ролевое проектирование). Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. -Подборка консультаций

-Презентация

-Информационные материалы

-Подборка конспектов НОД

-Папка с конспектами НОД

-Отчёт в папку с материалами педсовета

Итоговый этап

Май

-Проведение НОД с использованием кейс технологий по окружающему миру «Если бы бабочки всей земли поселились у нас…»

-Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования. -Информационные материалы.

-Отчёт в папку с материалами педсовета.

БАНК

КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗУЕМЫХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Месяц

Кейс - технологии

Тема

Сентябрь Знакомство детей с видами Кейс – технологий. Ситуация «Знакомство»

Октябрь -Кейс-стадии.

Ситуация «Вежливый отказ»

Ситуация «Петя не хочет кушать суп…»

-Кейс-иллюстрации. «Как правильно переходить улицу»

Ноябрь -Фото-кейс. «Аленка потеряла куклу»

«Одежда в детском шкафу»

-Проведение занятий с использованием кейс-технологий. НОД по ФЭМП «В гости к медвежонку»

Декабрь -Фото-кейс. «Умывание»

«Хоровод»

-Кейс-иллюстрации. «Волк отобрал елочку у зверей»

Январь -Фото-кейс. «Птицы на морозе»

-Кейс-стадии. Ситуация «Просьба»

Ситуация «Винни-пух и день забот»

Февраль -Кейс-иллюстрации. «Мальчик играет со спичками»

«Дети трудятся на участке»

-Проведение занятий с использованием кейс-технологий. НОД по ФЭМП «Три стульчика»

Март -Проигрывание ролей (ролевое проектирование). «Нина и бабушка пошли в магазин»

«Просьба»

-Кейс-стадии. Ситуация «Благодарность», «Прощание».

Ситуация «Набор инструментов»

Апрель -Проигрывание ролей (ролевое проектирование). «Настоящие друзья»

«Угощение»

-Кейс-стадии Ситуация «Прощение»

Ситуация «Разговор с незнакомыми на улице»

-Фото-кейс «Мальчики и девочки прыгают по лужам»

«Неопрятный ребенок»

Май -Проигрывание ролей (ролевое проектирование). «Благодарность», «Прощание».

-Проведение занятий с использованием кейс-технологий. НОД по ФЦКМ «Если бы бабочки всей земли поселились у нас…»

Литература:

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

4. https://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

5. https://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Кейс-технологии в средней группеКейс-технологии в средней группе Для того, чтобы утренний отрезок времени в группе проходил интересно и с наибольшей пользой для ребят и удобно для воспитателей мы собрали.

Конспект НОД с использованием кейс-технологии для детей подготовительной к школе группы «Очистка воды»Конспект НОД с использованием кейс-технологии для детей подготовительной к школе группы «Очистка воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования. Задачи: • Познакомить детей.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Протокол родительского собрания на тему «Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста в ОД с применением ИКТ» Дата проведения 31. 01. 2020 года Присутствовало: 31 Отсутствовало: 7 (по причине нахождения на рабочих местах) Тема: «Развитие творческих.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группеРодительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группе Доклад: "Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста образовательной деятельности в ДОУ и в семье с применение ИКТ. ".

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей с ТНР с применением кейс-технологии»
Опубликовано: 24 января 2024 в 12:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей с ТНР с применением кейс-технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Прошутинская Надежда Владимировна (УИ 1275369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД