Татьяна Владимировна Обухова
Проект «Театрализованная деятельность для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект :
для развития творческих способностей детей
Автор:
Воспитатель старшей группы
компенсирующей (речевой) направленности: «Колокольчики»
Обухова Т. В.
Михайловка, 2017
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»
(Л. С. Выготский)
Вид проекта : Ориентировочный
Продолжительность: 1 месяц (1-30 ноября 2017 г.)
Цель: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Актуальность проблемы:
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Постановка проблемы:
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 1015 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.
Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для нашего дошкольного учреждения мы провели анкетирование родителей.
Задачи проекта :
1. Развивать у детей интерес к различным видам детского театра и поддержка их свободной творческой самореализации в театрализованной игре;
2. Побуждать детей к фантазированию, придумывать свой сюжет.
3. Развивать способность предлагать новый замысел игры.
4. Учить детей перевоплощаться в роли, импровизировать.
5. Учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.
6. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.
7. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности с детьми дома.
8. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу процесса игры.
Задачи педагогической деятельности воспитателя :
1. Привлечение внимания к назначению детского театра, определение его места в режиме работы;
2. Повышение профессионального уровня по вопросам организации театрализованной деятельности детей;
3. Оптимальное использование имеющегося театрального оборудования, атрибутов, костюмов, способствующих активизации театрализованной деятельности детей.
Характеристика базы:
Материалы проекта могут использовать воспитатели в педагогической деятельности с детьми 5 - 6 лет в группах общеобразовательной деятельности и компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.
Условия реализации проектной деятельности :
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В группе создавались благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей.
Предметно-пространственная среда обеспечивала совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
В группе создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:
Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).
Атрибуты для различных игровых позиций: костюмы, маски, куклы, афиша, билеты, виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, коробки).
Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов: создание эмоционально-благополучной атмосферы; обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.
Это обеспечило: комплексный подход к организации образовательного процесса; развития театрализованных знаний и умений; создание условий для развития творческих проявлений детей; оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях: творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (изготовление атрибутики).
Интересны были этюды, в которых дети двигались, копируя повадки животных. Дети активно обсуждали, согласовывали свои замыслы и желания. Игра повторялась несколько раз и у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли.
Формы организации образовательного процесса
Беседы и организованная деятельность; театрализованные игры, упражнения; рассматривание иллюстраций, совместное театрализованное творчество детей и их родителей, фотовыставка; посещение детьми научного театра, проведение театрализованного представления.
Форма организации детей проводилась в образовательной деятельности, режимных моментах и в свободной совместной деятельности во второй половине дня.
Для детей старшего дошкольного возраста доступны творческие задания, для проведения которых они объединялись по интересам.
Театрализованная деятельность детей, используемая в совместной деятельности и режимных моментах, была объедена в четыре этапа:
Реализация проекта :
Первый этап: Тема недели: «Чудо по имени театр» (01.11 - 10.11)
Вызвать интерес к театрализованной деятельности; дать детям представление о театре.
Беседа с презентацией: «Мы пришли в театр», «Театральные профессии» познакомить детей с различными видами театра и театральными профессиями, сформировали интерес к разным театральным жанрам;
Театральная гостиная беседа о театре «Что ты знаешь о театре?»;
Оформление развивающей среды с иллюстрациями о театре, видах театра; подборка иллюстраций к сказкам;
Знакомство детей со сказочными героями;
Папка-передвижка «Театр и дети»
Второй этап: Тема недели: «Театр-творчество–дети» (13.11 - 17.11)
Знакомство детей с различными видами театра, углубить интерес к театрализованным играм;
Оформление театрализованного уголка;
Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказок;
Чтение книги: «Палочка - выручалочка», а также русских народных сказок;
Проведение игры: «Смайлики» для раскрепощения детей, развития выразительности действий, мимики
Третий этап: Тема недели: «Арт-фантазия» (20.11- 24.11)
Рассматривание иллюстраций в книге: «Арт - фантазии» с последующим обсуждением с детьми;
Знакомство и инсценировка теневого театра : «Колобок» для самостоятельной деятельности и проявления творческих способностей;
Создание театральной афиши, билетов для спектакля: «Палочка- выручалочка» под редакцией Сутеева В. Г.
Проведение игр по ритмопластике, с отображением повадок и действий знакомых детям животных и птиц, интересных предметов, растений и явлений природы. Позволяющих достичь: раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела; развития выразительности телодвижений; развития двигательных способностей; мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.
Работа над выразительностью реплик персонажей, задействованных в спектакле, для активизации словаря ребенка, совершенствования звуковой культура речи;
Просмотр детьми выступления театрального объединения «СМАЙлики» : «Сказ о родном крае»;
Показ детьми спектакля по произведению Сутеев В. Г. : «Палочка - выручалочка» с постановкой в других группах.
Четвертый этап: Тема недели: «Волшебный мир театра» (27.11-30.11)
Конкурс - развлечение с совместным взаимодействием родителей и детей : «За кулисами вместе с мамой»;
Посещение детьми научного театра : «Шуршуня действут»
Работа с родителями:
Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.
Предлагалось родителям участвовать в создании детских костюмов к спектаклю, помогать в заучивании текстов ролей.
Одной из интересных форм работы являлось привлечение родителей для участия в конкурсе - развлечение : «За кулисами вместе с мамой».
Родители привлекались и к работе над изготовлением элементов театра. Ими оказывалась помощь в изготовлении теневого театра, декораций.
Целенаправленно совместно с детьми родители просматривают видеофильмы, читают произведения.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций «Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте», папка - передвижка «Театр дома», проведена беседа «О роли родителей в развитие речи ребенка», анкетирование: «Театр и дети»
Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их. Проявление такого общего интереса сплотило семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Форма работы с родителями
Тематические консультации. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
Анкетирование: «Театр и дети». Цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
Конкурс - развлечение : «За кулисами вместе с мамой». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
Работа с педагогическим коллективом
Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте воспитателей, младшим воспитателем, логопедом.
В подготовке театрализованного представления принимали участие весь коллектив группы.
На занятиях с логопедом дети отрабатывали четкую дикцию, работали над выразительностью речи, правильным речевым дыханием
Семинар - практикум «Организация театрально – игровой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимопосещение педагогами театральных постановок, различных форм театрализованной деятельности, режимных моментах.
Открытые просмотры ООД
Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей», «Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте».
Педсовет № 2. «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учётом ФГОС ДО»
3][/«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»
(Л. С. Выготский)
Вид проекта : Ориентировочный
Продолжительность: 1 месяц (1-30 ноября 2017 г.)
Цель: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Актуальность проблемы:
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Постановка проблемы:
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 1015 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.
Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для нашего дошкольного учреждения мы провели анкетирование родителей.
Задачи проекта :
1. Развивать у детей интерес к различным видам детского театра и поддержка их свободной творческой самореализации в театрализованной игре;
2. Побуждать детей к фантазированию, придумывать свой сюжет.
3. Развивать способность предлагать новый замысел игры.
4. Учить детей перевоплощаться в роли, импровизировать.
5. Учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.
6. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.
7. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности с детьми дома.
8. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу процесса игры.
Задачи педагогической деятельности воспитателя :
1. Привлечение внимания к назначению детского театра, определение его места в режиме работы;
2. Повышение профессионального уровня по вопросам организации театрализованной деятельности детей;
3. Оптимальное использование имеющегося театрального оборудования, атрибутов, костюмов, способствующих активизации театрализованной деятельности детей.
Характеристика базы:
Материалы проекта могут использовать воспитатели в педагогической деятельности с детьми 5 - 6 лет в группах общеобразовательной деятельности и компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.
Условия реализации проектной деятельности :
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В группе создавались благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей.
Предметно-пространственная среда обеспечивала совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
В группе создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:
Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).
Атрибуты для различных игровых позиций: костюмы, маски, куклы, афиша, билеты, виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, коробки).
Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов: создание эмоционально-благополучной атмосферы; обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.
Это обеспечило: комплексный подход к организации образовательного процесса; развития театрализованных знаний и умений; создание условий для развития творческих проявлений детей; оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях: творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (изготовление атрибутики).
Интересны были этюды, в которых дети двигались, копируя повадки животных. Дети активно обсуждали, согласовывали свои замыслы и желания. Игра повторялась несколько раз и у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли.
Формы организации образовательного процесса
Беседы и организованная деятельность; театрализованные игры, упражнения; рассматривание иллюстраций, совместное театрализованное творчество детей и их родителей, фотовыставка; посещение детьми научного театра, проведение театрализованного представления.
Форма организации детей проводилась в образовательной деятельности, режимных моментах и в свободной совместной деятельности во второй половине дня.
Для детей старшего дошкольного возраста доступны творческие задания, для проведения которых они объединялись по интересам.
Театрализованная деятельность детей, используемая в совместной деятельности и режимных моментах, была объедена в четыре этапа:
Реализация проекта :
Первый этап: Тема недели: «Чудо по имени театр» (01.11 - 10.11)
Вызвать интерес к театрализованной деятельности; дать детям представление о театре.
Беседа с презентацией: «Мы пришли в театр», «Театральные профессии» познакомить детей с различными видами театра и театральными профессиями, сформировали интерес к разным театральным жанрам;
Театральная гостиная беседа о театре «Что ты знаешь о театре?»;
Оформление развивающей среды с иллюстрациями о театре, видах театра; подборка иллюстраций к сказкам;
Знакомство детей со сказочными героями;
Папка-передвижка «Театр и дети»
Второй этап: Тема недели: «Театр-творчество–дети» (13.11 - 17.11)
Знакомство детей с различными видами театра, углубить интерес к театрализованным играм;
Оформление театрализованного уголка;
Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказок;
Чтение книги: «Палочка - выручалочка», а также русских народных сказок;
Проведение игры: «Смайлики» для раскрепощения детей, развития выразительности действий, мимики
Третий этап: Тема недели: «Арт-фантазия» (20.11- 24.11)
Рассматривание иллюстраций в книге: «Арт - фантазии» с последующим обсуждением с детьми;
Знакомство и инсценировка теневого театра : «Колобок» для самостоятельной деятельности и проявления творческих способностей;
Создание театральной афиши, билетов для спектакля: «Палочка- выручалочка» под редакцией Сутеева В. Г.
Проведение игр по ритмопластике, с отображением повадок и действий знакомых детям животных и птиц, интересных предметов, растений и явлений природы. Позволяющих достичь: раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела; развития выразительности телодвижений; развития двигательных способностей; мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.
Работа над выразительностью реплик персонажей, задействованных в спектакле, для активизации словаря ребенка, совершенствования звуковой культура речи;
Просмотр детьми выступления театрального объединения «СМАЙлики» : «Сказ о родном крае»;
Показ детьми спектакля по произведению Сутеев В. Г. : «Палочка - выручалочка» с постановкой в других группах.
Четвертый этап: Тема недели: «Волшебный мир театра» (27.11-30.11)
Конкурс - развлечение с совместным взаимодействием родителей и детей : «За кулисами вместе с мамой»;
Посещение детьми научного театра : «Шуршуня действут»
Работа с родителями:
Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.
Предлагалось родителям участвовать в создании детских костюмов к спектаклю, помогать в заучивании текстов ролей.
Одной из интересных форм работы являлось привлечение родителей для участия в конкурсе - развлечение : «За кулисами вместе с мамой».
Родители привлекались и к работе над изготовлением элементов театра. Ими оказывалась помощь в изготовлении теневого театра, декораций.
Целенаправленно совместно с детьми родители просматривают видеофильмы, читают произведения.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций «Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте», папка - передвижка «Театр дома», проведена беседа «О роли родителей в развитие речи ребенка», анкетирование: «Театр и дети»
Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их. Проявление такого общего интереса сплотило семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Форма работы с родителями
Тематические консультации. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
Анкетирование: «Театр и дети». Цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
Конкурс - развлечение : «За кулисами вместе с мамой». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
Работа с педагогическим коллективом
Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте воспитателей, младшим воспитателем, логопедом.
В подготовке театрализованного представления принимали участие весь коллектив группы.
На занятиях с логопедом дети отрабатывали четкую дикцию, работали над выразительностью речи, правильным речевым дыханием
Семинар - практикум «Организация театрально – игровой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимопосещение педагогами театральных постановок, различных форм театрализованной деятельности, режимных моментах.
Открытые просмотры ООД
Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей», «Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте».
Педсовет № 2. «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учётом ФГОС ДО».
h3]