Наталья Баюшева
Отчёт по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2018-2019 учебном году мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
На сегодняшний день я считаю данную тему достаточно актуальной, поскольку в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Цель моей работы - объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить коммуникативные способности на основе устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются:
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания
детей.
2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приё мы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов, песен и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использовала следующие дидактические пособия:
настольный театр; пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок; кукольный театр; иллюстрационный материал по сказкам; иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
В течение года в своей работе большое внимание уделяла знакомству детей с русскими народными сказками, песнями, игрушками народных мастеров. Материал подбирала с учётом возрастных особенностей детей. Дети моей группы проявляли интерес, хорошо воспринимали произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору. Русские народные сказки ежедневно присутствовали в жизни нашей группы. Мы не только читали их, но и обыгрывали, разбирали характеры персонажей, рассматривали иллюстрации. В уголок книги мы поместили разнообразную художественную литературу.
Также в своей работе с детьми использую пословицы и поговорки. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Проделанная работа дала следующие результаты:
у детей обогатился и активизировался словарь, улучшилось мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие, расширились представления детей об окружающей действительности.
С уверенностью можно сказать, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Так же много времени в работе с детьми уделяла заучиванию стихотворений и песен.
В них, особенно детских, очень много созвучий, которые великолепно развивают язык и способствуют формированию правильной артикуляции.
Проводилась работа с родителями: консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Как правильно читать детям сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»; беседы «Роль устного народного творчества в развитии речи детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама»; рекомендации Игры дома «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Рождественские сказки», «Обыгрывание театрализованной постановки по русско- народным сказкам», составление рассказа «Моя любимая сказка»; анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»; создание книжки-малышки. Родители стали активными участниками педагогического процесса.
В течение учебного года я продолжила изучение соответствующей литературы по данной теме:
Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
По результатам моей работы по данной теме самообразования могу сделать следующие выводы:
• У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству
• Развилась и обогатилась устная речь
• У родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка
В 2019-2020 учебном году планирую продолжить работу по своему самообразованию в данном направлении.