Папки-передвижки

Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»

Элиза Салимова
Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В этом учебном году мною была поставлена следующая цель: развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Для достижения цели были обозначены задачи:

• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук дошкольников“» размещена в разделах

• Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

• обеспечивать эмоциональное благополучие.

• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

• Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

• Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.

• Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

Развивать творчество и креативность участников проекта.

• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.

Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр, варежковый театр и театр на палочках. Они дают ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Работу проводила поэтапно.

1 ЭТАП информационно-аналитический.

Изучила научно и учебно-методическую литературу:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

2 ЭТАП — внедряла в практику всё изученное и наработанное, проводила работу с детьми, консультации для родителей.

3 ЭТАП — отчёт по теме самообразования.

Часто наблюдала, что детям очень интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова, открывать и закрывать. Я постоянно поддерживала их стремления, организовывала обучение детей в процессе предметной и игровой деятельности, обогащала словарь. Старалась сформировать сознательное поведение детей, понимание того что можно, а что нельзя. Благотворительное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказали игры с предметами: - мозаика; пирамидки; застегивание пуговиц; кнопок; закрепления на липучках; нанизывание колец на стержень; матрешки; игры с крупой; вкладыши; "пальчиковый бассейн" и др.

Работу по мелкой моторике проводила в свободное время, а также во время утреннего приёма, примерно 7- 8 минут в день. В своей работе использовала схему "от простого к сложному". Выполняя различные пальчиковые игры и упражнения, дети овладевали умениями и навыками, у них развивалась координация движений: пальчики становились более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезла скованность движений.

В группе подготовила материалы для манипуляции с предметами и развитию мелкой моторики :

- Различные вкладыши (объёмные, плоскостные);

- кнопки, пуговицы, замки;

- "Шнуровки",

- "Рисуем на крупке" (крупа ячневая, манная);

- работа с бумагой;

- работа с счётными палочками;

- "Мозаика" (средняя, крупная);

- "Лего", конструктор;

- Пазлы (крупные) .

- цветные карандаши.

- Матрешки, пирамидки, прищепки, пуговицы.

- Пальчиковый театр.

- Картотека "Пальчиковые игры".

Весь этот материал играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика». Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Предложила родителям вести работу по трё м направлениям:

1. Массаж, специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев.

2. Обучению умению управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи.

3. Формирование моторики с использованием настольных и подвижных игр, а также в изодеятельности (лепка, рисование).

Постоянно разучиваю с детьми пальчиковые игры, учу изображать с помощью пальцев различные движения: резание ножницами, пиление, закручивание винтика и другие.

Выполняя эти упражнения, кисти рук у детей становились гибкими, а движения – свободными, что в будущем поможет детям научить писать, рисовать. Провожу задания, используя счётные палочки. Выполняя их, дети научились выкладывать фигурки из палочек по образцу, придумывать что-то своё, вносят новые элементы в имеющиеся комбинации. Очень полезна и нравятся детям манипуляции с пуговицами. Предлагаю детям разобрать их на группы: по величине, по цвету, по форме. Продолжаю детей учить работать со шнуровкой, в результате чего пальчики приобретают ловкость и сноровку. Учимся с детьми выкладывать из геометрических форм различные предметы и фигуры. Также для развития мелкой моторики в работе с детьми использую различные упражнения с бумагой: складывать, разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать, мять, шуршать, тереть.

Продолжаю учить детей работать тремя пальчиками: – крутить волчок, крепить прищепки, собирать деревянные пазлы.

Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Развитие мелкой и общей моторики в будущем поможет детям избежать многих проблем школьного обучения, поэтому планирую продолжить работу по этой теме. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Моя тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Работа над темой мною была начата в сентябре 2016 года.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук» Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы» Актуальность темы: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими.

План по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования»План по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования» Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования. Задачи: 1. Расширять представление.

План работы педагога по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста» Формы работы Самостоятельная работа над темой. Групповая и индивидуальная работа с детьми Работа с родителями Методическая работа с педагогами.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников Развитие мелкой моторики рук у дошкольников "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию.

Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук у младших дошкольников .

Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи дошкольников Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 2 «Рябинка» Мошковского района «Влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 08:38
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Элиза Салимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД