Элиза Салимова
Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом учебном году мною была поставлена следующая цель: развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Для достижения цели были обозначены задачи:
• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
• Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• обеспечивать эмоциональное благополучие.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
• Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
• Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
• Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
• Развивать творчество и креативность участников проекта.
• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр, варежковый театр и театр на палочках. Они дают ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Работу проводила поэтапно.
1 ЭТАП информационно-аналитический.
Изучила научно и учебно-методическую литературу:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
2 ЭТАП — внедряла в практику всё изученное и наработанное, проводила работу с детьми, консультации для родителей.
3 ЭТАП — отчёт по теме самообразования.
Часто наблюдала, что детям очень интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова, открывать и закрывать. Я постоянно поддерживала их стремления, организовывала обучение детей в процессе предметной и игровой деятельности, обогащала словарь. Старалась сформировать сознательное поведение детей, понимание того что можно, а что нельзя. Благотворительное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказали игры с предметами: - мозаика; пирамидки; застегивание пуговиц; кнопок; закрепления на липучках; нанизывание колец на стержень; матрешки; игры с крупой; вкладыши; "пальчиковый бассейн" и др.
Работу по мелкой моторике проводила в свободное время, а также во время утреннего приёма, примерно 7- 8 минут в день. В своей работе использовала схему "от простого к сложному". Выполняя различные пальчиковые игры и упражнения, дети овладевали умениями и навыками, у них развивалась координация движений: пальчики становились более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезла скованность движений.
В группе подготовила материалы для манипуляции с предметами и развитию мелкой моторики :
- Различные вкладыши (объёмные, плоскостные);
- кнопки, пуговицы, замки;
- "Шнуровки",
- "Рисуем на крупке" (крупа ячневая, манная);
- работа с бумагой;
- работа с счётными палочками;
- "Мозаика" (средняя, крупная);
- "Лего", конструктор;
- Пазлы (крупные) .
- цветные карандаши.
- Матрешки, пирамидки, прищепки, пуговицы.
- Пальчиковый театр.
- Картотека "Пальчиковые игры".
Весь этот материал играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика». Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Предложила родителям вести работу по трё м направлениям:
1. Массаж, специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев.
2. Обучению умению управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи.
3. Формирование моторики с использованием настольных и подвижных игр, а также в изодеятельности (лепка, рисование).
Постоянно разучиваю с детьми пальчиковые игры, учу изображать с помощью пальцев различные движения: резание ножницами, пиление, закручивание винтика и другие.
Выполняя эти упражнения, кисти рук у детей становились гибкими, а движения – свободными, что в будущем поможет детям научить писать, рисовать. Провожу задания, используя счётные палочки. Выполняя их, дети научились выкладывать фигурки из палочек по образцу, придумывать что-то своё, вносят новые элементы в имеющиеся комбинации. Очень полезна и нравятся детям манипуляции с пуговицами. Предлагаю детям разобрать их на группы: по величине, по цвету, по форме. Продолжаю детей учить работать со шнуровкой, в результате чего пальчики приобретают ловкость и сноровку. Учимся с детьми выкладывать из геометрических форм различные предметы и фигуры. Также для развития мелкой моторики в работе с детьми использую различные упражнения с бумагой: складывать, разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать, мять, шуршать, тереть.
Продолжаю учить детей работать тремя пальчиками: – крутить волчок, крепить прищепки, собирать деревянные пазлы.
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Развитие мелкой и общей моторики в будущем поможет детям избежать многих проблем школьного обучения, поэтому планирую продолжить работу по этой теме. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.