Елена Маракова
Отчёт по самообразованию «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой»
Отчёт по самообразованию по теме : «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой»
«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».
Публикация «Отчёт по самообразованию „Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Л. Ф. Обухова.
Цель: - повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать и развивать монологическую и диалогическую форму речи.
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, развивать умение составлять свои сказки.
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю первый год.
Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей подготовительной группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу я строила на следующих основных принципах:
- на тщательном отборе материала;
- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активном включения детей в игровые действия;
- использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.
Овладеть искусством использования разных форм работы со сказкой – мне помогло пособие автора Л. В. Рыжовой «Методика работы со сказкой». Васькова, О. Ф., Политыкина, А. А «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». Знакомясь с данными пособиями, я узнала, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, и какими средствами она преподносится детям, а также помогло мне овладеть основными формами работы со сказками. Особое внимание в методическом пособии обращается на такой нестандартный метод, как проведение опытов в процессе знакомства со сказкой.
В группе был оформлен уголок по развитию речи по утверждённым требованиям. Подготовлены картотеки дидактических игр по возрасту, наглядно методическое пособие. Все находится в доступности для детей, и они выбирают то, что каждого интересно.
Для педагогического состава была подготовлена консультация «Использование сказкотерапии в речевом развитии детей». Показ педагогам НОД "В мире загадок».
В течение года играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку», и др. Просмотр презентаций по сказкам, рассматривание иллюстраций к сказкам, инсценировка сказки «Колобок», постановка сказки на новый лад «Теремок», изготовление с детьми атрибутов к сказкам. Составляли с детьми сказки о своей семье, совместно с родителями придумывали загадки. С детьми участвовали в викторинах на детских порталах, по темам связанных со сказкой, книгой, таких как «Время знаний», «Лимпопо», где дети получали сертификаты и дипломы.
Для родителей были подготовлены консультации: «Сказка ложь - да в ней намёк», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи», «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». др. Со стороны родителей была помощь в оснащении художественной литературы по возрасту. С родителями проводила анкетирование «Книга в жизни ребенка», где было видно, что родители мало уделяют времени прочтению книг детям.
Для родителей и педагогов был открытый показ инсценировки русской народной сказки «Репка». Совместно с детьми, родители поучаствовали на мастер-классе изготовление кукол для театра.
Мною много времени уделялось заучиванию стихотворений. Для детей и родителей, организовала «Сундучок со стихами», где в течение всего года пополняла его интересными стихотворениями, которые можно выучить с детьми.
Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.
На следующий учебный год поставила определенную цель повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие речи дошкольников посредством сказок, и задачи для развития связной речи детей, продолжать пополнять картотеку дидактических игр, художественную литературу, наглядные пособия, изготовление дидактических игр по возрасту, продолжать совместную работу с родителями по развитию речи детей.