Оксана Воротникова
Отчёт по самообразованию «Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель: Создать условия для развития элементарных математических представлений у детей среднего возраста посредством дидактических игр
Задачи:
Публикация «Отчёт по самообразованию „Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Изучить педагогическую и методическую литературу по теме;
• Составить подборку дидактических игр,заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
• Использовать разработанный материал на занятиях по ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
• Активно воздействовать на всестороннее развитие детей ;
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования, посещения мастер- классов
• Разработать перспективный план работы с детьми;
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
• Вызвать у детей интерес к разным видам продуктивной деятельности.
• Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,обобщать,классифицировать,анализировать)
• Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством развития мелкой моторики рук.
• Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе
• Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
• Распространить педагогический опыт среди педагогов ДОУ и за его пределами;
• Оказать консультационную поддержку родителям по развитию и совершенствованию математического мышления у детей
• Составить картотеку игр и упражнений на развитие логического мышления у детей
Актуальность
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
План работы
Сентябрь
Индивидуальная
• Собирание камушков-объединение их по форме,размеру
Групповая
• Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях
Октябрь
Групповая
• Объединение предметов в группу по цвету,форме,размеру
• Д/игра «Сделаем кукле бусы»
Индивидуальная
• Игры с мозаикой
• Игры с прищепками
• Д/игра «Цветные палочки»
Ноябрь
Индивидуальная
• Вырезание ножницами
• Выкладывание животных из геометрических фигур
• Д/игра «Найди пару»
Групповая
• Выделение части группы. Нахождение «лишних предметов»
• Д/игра «Что лишнее?»
«Что изменилось?»
Декабрь
Индивидуальная
• Игры с природным материалом
• Игра «Сложи узор,сложи квадрат»
• Выкладывание различных изображений из геометрических фигур
Групповая
• Знакомство с понятиями «один» «много»
• Чтение математической сказки «Как Нина брата учила»
Январь
Групповая
• Аппликация с использованием ватных дисков «Январь»,
• Знакомство с наглядным изображением цифр 1-5
Индивидуальная
• Игры с прищепками
• Сравнение предыдущего и последующего чисел
• Д/игра «Строители»
Февраль
Групповая
• Формирование умения соотносить цифру с количеством
Индивидуальная
• Игра «Составь картинку»,»Найди пару»
• Составление изображений из счетных палочек
Март
Групповая
• Знакомство с геометрическими фигурами :круг,шар,квадрат,куб
• Аппликация «Математическая салфетка»
Индивидуальная
• Игра на воссоздание силуэтов «Танграм»
•
• Разгадывание ребусов
Апрель
Групповая
• Количественный и порядковый счёт от 1 до 5
• Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине
Индивидуальная
• Игры с природным материалом (выкладывание узора)
• Игры с прищепками
Май
Групповая
Продолжить формировать представление «широкое-узкое»
Индивидуальная
• Игры с прищепками
• Выкладывание изображений из геометрических фигур и счетных палочек
• Дидактические игры на расположение в пространстве «Возьми игрушку» «Разложи фигурки по домикам»
Формированию у ребёнка математических представлений способствует
использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах.
На протяжение первого квартала 2018-2019 уч. г. я подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Поэтому большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И. : «Подбери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры». Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.
Игры по ФЭМП:
1. «Форма и цвет»
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д.
3. Проведение игр – соревнований.
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
«Цветочная полянка»
«Бабочки и цветы»
4. Количество и счёт
5. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Прогулка в лес» (сколько елочек – столько и зайчиков»
6. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мозаика»
• «Пазлы»
7. Дидактические игры:
• «Кто больше найдёт отличий?» и т. д.
В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям
Перспективы
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2019-2020 учебный год планирую:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т. д.)» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников
Выводы
Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Список литературы
1. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - М. : Паритет, - 128 c.
2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М. : Эксмо
3. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.
4. Гуц, А. К. Математическая логика и теория алгоритмов / А. К. Гуц. - М.
5. Егорычев, Г. П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г. П. Егорычев.
6. Ершов, Ю. Л. Математическая логика / Ю. Л. Ершов, Е. А. Палютин. - М.
7. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М. : Мозаика-Синтез, 2011
8. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н. Б. Истомина. - М. : Ассоциация XXI век, 2015.
9. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н. Б. Истомина. - М. : Ассоциация XXI век, 2015.
10. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М.
11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015. - 112 c.
12. Колмогоров, А. Н. Математика XIX века (том 1): математическая логика, алгебра, теория чисел, теория вероятностей / А. Н. Колмогоров, А. П. Юшкевич.