Елена Щукина
Конспект мастер-класса по формированию экологических представлений детей дошкольного возраста «Дерево желаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход деятельности
Актуальность
Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологические сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления о природе.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
Публикация «Конспект мастер-класса по формированию экологических представлений детей дошкольного возраста „Дерево желаний“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Конструирование, поделки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года и многое другое.
Приветствие
Сказку любят все на свете,
И конечно наши дети!
Сказка тайнами полна,
Украшает мир она!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, накинув на плечи эту шаль, я превращусь в сказочницу, и мы отправимся с вами в волшебный лес, в гости к старому дереву, которое поможет вам познать окружающий мир со всеми его тайнами.
Я точно знаю: где-то на планете есть сундучок,
А в нем закрыто счастье. Быть может мы его отыщем дети,
Придем к нему и громко скажем: «Здравствуй!»
Основная часть
Воспитатель. Ребята, мне так хотелось бы найти этот сундучок, в котором закрыто счастье, но мне одной не справиться. Вы мне поможете? Только найти сундучок будет не просто. Впереди нас ждут запутанные тропинки, и чтобы добраться до волшебного дерева, нужно выбрать правильно дорожку (карта-схема дорожек).
По первой дорожке пойдете, попадете к лягушкам в болото,
По второй дорожке пойдете – на домик Бабы-Яги набредете,
По третьей дорожке пойдете – сундучок счастья найдете.
Какую дорожку выбираем? (дети выбирают)
Воспитатель. Ребята, а поможет попасть нам туда волшебный клубочек. (звучит музыка, дети идут в лес)
Воспитатель. Вот мы и волшебном лесу! Давайте поприветствуем окружающую нас природу и скажем все вместе: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, все вокруг живое!» (дети здороваются)
Ребята, лес тоже рад встречи с нами: посмотрите, светит солнце, поют птицы, деревья машут нам своими веточками. Посмотрите, вот мы и пришли в гости к дереву. Но сундучка пока здесь нет и, чтобы он появился нужно сделать сегодня что-то очень доброе и нужное не для себя, а для другого человека: своего друга, подруги, своих близких…
Воспитатель. Беседа «Как появилось дерево»
Но сначала ответьте мне, а знаете ли вы, как появилось дерево на земле? (ответы детей)
Воспитатель (читает сказку)
Однажды давным-давно в мир попало семечко, маленькое еле заметное семечко. Семечко упало в землю, проросло и превратилось в зеленый росток. Росток рос, рос, протягивая к небу свои веточки-ручки, тянулся своими листочками-пальчиками к солнышку и превратился в высокое могучее Дерево. Корни его, как ноги великана, ушли глубоко в землю и схватились за нее так крепко, что даже ветру было не под силу сдвинуть его с места.
Звери и птицы, увидев высокое Дерево, тоже обрадовались. Птицы тут же уселись на ветки и стали распевать песни и вить гнезда. Паучки стали перелетать от одного листика к другому, на своих парашютиках - паутинках. Червячки заползли в трещинки коры, а кто-то приютился под корнями. За ними туда залезли кроты и мыши, нарыли себе подземных ходов, сделали кладовочки для запасов и стали жить-поживать. Увидела белка в стволе Дерева дупло, прыг туда и давай орешки щелкать: лучше дома не найти.
Упражнение «Росток»
И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Представь себе, что ты - маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти». На счет 1 - медленно выпрямляются ноги; 2 - ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»; 3 - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 - выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на «солнышко», тянемся к нему.
Разговор о хвойных и лиственных деревьях
Какие хвойные деревья, которые растут в наших лесах, вы знаете? (ответы детей)
Верно, хвойные деревья не сбрасывают на зиму листья, как лиственные деревья.
Перечислите хорошо знакомые лиственные деревья (ответы детей). Молодцы правильно.
А сейчас давайте отдохнем…
Динамическая пауза «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями сильными, большими.
(руки на поясе)
Ноги – это корни, их расставим шире.
(имитация движений)
Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается
(имитация движений)
И своей верхушкой острой в небо упирается.
(руки в стороны, вверх)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их.
(руки опустить, пальцы растопырить)
(«надеваем листочек» на каждый пальчик)
Как придет за летом осень – разлетятся листья в миг.
(плавно опускаем руки, трясем кистями рук)
Воспитатель. Дидактическое упражнение – рассуждение «Живое, неживое»
Ребята, как вы думаете, дерево живое или нет? (рассуждения детей)
И те и другие правы по-своему, конечно дерево не умеет бегать, разговаривать, но все-таки оно живое, потому - что оно растет, дышит, пьет, чувствует тепло и холод.
А в старину люди считали, что Дерево может сделать человека счастливым, для этого нужно было нарядить или украсить Дерево и пожелать другому счастья.
Упражнение «Наряди дерево»
Давайте и мы с вами попробуем нарядить Дерево и пожелать счастья другому (звучит музыка).
Ребята, посмотрите под деревом появился «сундучок счастья», давайте посмотрим, что находится в нем (звучит музыка, воспитатель открывает
сундучок)
Сундучок: - Ребята, я знаю один секрет:
-если украсить Дерево цветами – будешь красивым как цветок
-если шишками, никогда не будешь болеть, потому - что они силу дают
-если конфетами, жизнь будет веселая и сладкая
-если цветными длинными ленточками, жизнь будет яркой и длинной.
Скажите, а чем бы вы хотели украсить Дерево и кому пожелать счастья? (ответы детей)
Давайте мы с вами будем фантазировать, творить, и попробуем пожелать себе и своим друзьям счастья (дети произносят свои пожелания и украшают дерево).
Дерево счастья готово! Я сегодня просто счастлива, что вы щедро желали счастья другим и не скупились на добрые слова и пожелания.
Заключительная часть.
Ребята, наша прогулка в лесу на сегодня заканчивается. Давайте обсудим, что вам больше всего понравилось? Что для вас было сложно? (Анализ занятия с детьми).
Показал клубочек дорожку, к чудесному порожку.
Вы нисколько не ленились,
Дерево счастья украшать научились.
Скажите, ребята, а какое настроение у вас было в ходе сегодняшней встречи? (ответы детей). А интересно вам было? На этом наше путешествие закончено, спасибо!