МААМ-картинки

Отчёт по самообразованию «Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в ОД»

Александра Михолап
Отчёт по самообразованию «Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в ОД»

Отчёт по самообразованию

«Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в образовательной деятельности».

Подготовила воспитатель средней группы 4-5 лет : Михолап Александра Алексеевна

Актуальность выбранной темы:

Публикация «Отчёт по самообразованию „Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в ОД“» размещена в разделах

Работая в средней группе я, как педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на занятиях и в повседневной жизни. Многим детям было тяжело продолжительное время удержать внимание в процессе образовательной деятельности, слушать педагога и воспринимать информацию, так же детей было тяжело собрать для осуществления занятия, дети часто отвлекались и нарушали дисциплину. Поэтому я выбрала в качестве темы для самообразования : «Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в образовательной деятельности». Ведь если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях, то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т. д. Важно учитывать это и не перетруждать детей. Поскольку у детей дошкольного возраста внимание еще неустойчивое, рассеянное, воспитателям необходимо постоянно стимулировать их к деятельности, заинтересовывать используя различные приемы. Я как педагог решила углубиться в эту тему, и использовать полученные знания в своей деятельности. Наметила перед собой цели и задачи.

Цели: выявление методов и приемов привлечения внимания детей на занятиях в детском саду и в повседневной жизни и их применение в своей педагогической деятельности.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по методам и приемам удержания внимания детей на занятиях и в различных видах деятельности.

2. Основываясь на обобщении и систематизации опыта коллег, а также на собственном практическом опыте выделить методы и приемы привлечения внимания детей;

3. Внедрить в педагогическую деятельность изученный материал по данной теме;

4. Отобрать игры для развития внимания детей среднего возраста, изготовить картотеку игр.

5. Уделять больше времени на игры, связанные с развитием внимания.

. 6. Провести беседу с родителями, порекомендовать игры, в которые можно играть дома

7. Совершенствовать развивающую среду в группе, создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе для плодотворного сотрудничества ребенка и педагога.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую методическую литературу :

Л. В. Черемошкина. «Развитие внимания детей». 1997., Ярославль, Академия развития, стр. 49.

С. А. Минюрова. Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

«Развитие игровой деятельности детей 4-5 лет» Губанова,

В интернет-сообществах ознакомилась с опытом работы коллег по интересующей теме.

В первую очередь мною было решено, что к проведению любого занятия нужно подходить творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями, разнообразить, используя экран, мультимедийный проектор, компьютер, тщательно отбирать демонстрационный и раздаточный материал, использовать нетрадиционные методы проведения занятия : квест, образовательное событие, начинать занятие с интриги или с проблемной ситуации, вовлекать детей в подготовку к занятию, заинтересовать их на этапе предварительной работы. Необходимо привлекать внимание детей различными сказочными гостями, животными, интересными предметами, сами дети всегда должны являться главными действующими героями события, от которых зависит результат.

Изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду:

1. Звуковые приемы привлечения внимания

-Голосовая и эмоциональная модуляция: изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

-Модуляция темпа речи: выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи. Варьирование темпа речи при объяснении материала способно активизировать внимание слушателей. Повышение и понижение тона голоса, или интонация, оказывает огромное влияние на привлечение и активизацию внимания детей;

-Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь, «Провалы памяти» «Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить;

-Музыкальные и звуковые раздражители: использование музыкального сопровождения на занятиях, звуковые эффекты, перерывы в занятиях с активными движениями под музыку;

-Активное ассистирование Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта;

-Использование стихотворных разминок для активизации внимания.

2. Приемы привлечения внимания, связанные с движением:

-Жестикуляция: Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией;

-«Кто меня слышит?» Педагог произносит фразу «Кто меня слышит, поднимите правую руку?», если услышали не все, то далее: «Кто меня слышит, поднимите обе руки, если вновь слышат не все, то тихо, растягивая слова произнести «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза», хлопки насторожат даже тех, кто до сих пор не реагировал на слова педагог;

-Игра «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка - встать, на три хлопка - топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете;

-Смена видов деятельности Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте;

-«Запрещённое движение» - эту игру на внимание можно использовать как заключительный момент физкультминутки. Взрослый заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает разные движения (в том числе и запрещённое, постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.

3. Визуальные приемы привлечения внимания

-«Ошибка воспитателя» Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю или делаю?»;

-Визуальные подсказки Давать ребенку визуальные подсказки в виде наклеек, таблиц и проверочных листов. Давать задание на сортировку предметов разных цветов, поиск лишнего предмета в группе. Задания на поиск картинки в книге, поиск задуманной взрослым страницы, составление слов из слогов.

4. Тактильные приемы привлечения внимания

-Разные дидактические материалы Использовать предметы для манипуляции, а не карандаш и бумагу (например, кубики и бусины при обучении счету, наклейки и вкладыши при обучении новым словам и понятиям);

-Сенсорные материалы: пусть ребенок обнимает мягкие игрушки, купается в подушках или наполненных фасолью мешках, играет с пластилином

5. Игровые приемы

-Интрига или загадка: начать занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей;

-Обучайте, играя Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» поможет обеспечить всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс.

-Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого) Помогает привлечь и активизировать внимание дошкольников;

-«Коробка с сюрпризом» В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

Так же развитие внимания у детей была собрана картотека игр, они проводились и во время занятий и в свободной игровой деятельности.

Используя вышеперечисленные приемы и методы, я приступила к работе. В ходе учебного года проводились занятия в форме квеста, по темам: грибы, безопасность в быту, безопасность дорожного движения, масленичные традиции, новогодние приключения и т. д. Часто проводились занятия в форме путешествия (морское, космическое, лесное и т. д., в ходе которых у детей была игровая задача, которую они с интересом решали.

Большое внимание я уделила подбору демонстрационного материала, чтобы он был яркий, наглядный, понятный для детей, привлекал внимание, готовила раздаточный материал, доступный всем детям. В ходе занятий проводились различные игры: дидактические, игры-эстафеты, сенсорные, игры на развитие внимания, такие как: найди отличия, угадай кто пропал, найди по описанию, угадай по голосу и пр. (создана картотека). Стремилась заинтересовать детей еще на этапе предварительной работы: тонирование листов для рисования, заготовок для аппликации, лепки; изготовление макетов избушек, булочек, блинов, подготовка раздаточного материала, дидактических игр. Активно привлекала детей в подготовку к занятию, часто меняла расстановку мебели и стремилась постоянно менять локации детей на занятиях, так же давала задание детям по очереди задание провести пальчиковую гимнастику или физминутку, эти приемы способствовали еще и развитию инициативы у детей.

Для родителей были проведены консультации: «Игры на развитие внимания в средней группе», «Методы развития произвольного внимания детей». В родительский чат в конце дня отправлялись фото и видео с играми или эксперементами, которые проводились во время занятий и рекомендовалось для закрепления результата провести их совместно с детьми дома.

Выводы:

В результате реализации плана работы по самообразованию могу отметить что мое педагогическое мастерство в области удержания внимания детей выросло, я открыла для себя много новых методов и приемов, которые регулярно использую в своей педагогической работе, провожу игры на развитие внимания в режимных моментах, заметила как у детей повысился познавательный интерес, и увеличилось время концентрации внимания, дети стали активнее участвовать в педагогическом процессе, отвечать на вопросы, искать пути решения задач, проявлять инициативу, предлагать поиграть в свободной деятельности в игры, которые ранее проводились на занятиях. В своей профессиональной деятельности на будущий год, я планирую и далее работать в данном направлении.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Применение камешков Марблс — один из нетрадиционных приемов обученияПрименение камешков Марблс — один из нетрадиционных приемов обучения Фотоотчёт «Умные камешки»Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в ОД»
Опубликовано: 21 мая 2024 в 14:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по самообразованию «Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в ОД»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Михолап в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД