Маргарита Кокина
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.
Смирнова Е. А. ,
воспитатель
высшая квалификационная категория
Кокина М. В.
воспитатель
МБДОУ №19 «Снежинка»
г. Северодвинск
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Слайд №1. Представляем вашему вниманию опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста».
Слайд №2. Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. Как говорил В. А. Сухомлинский «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Слайд №3. Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.
Слайд №4. Что такое здоровьесберегающие технологии? Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, ребёнка и доктора.
Слайд №5. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку – это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада; формирование у него необходимых знаний о ЗОЖ и умений использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд №6. Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду :
сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Слайд №7. Современные здоровьесберегающие технологии делятся на 3 группы :
1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2) Технологии обучения здоровому образу жизни
3) Коррекционные технологии.
Слайд №8. Рассмотрим первую группу - технологии сохранения и стимулирования здоровья. В этот блок входит:
• Динамическая пауза
• Релаксация
• Пальчиковая гимнастика
• Гимнастика для глаз
• Дыхательная гимнастика
• Гимнастика бодрящая
• Подвижные и спортивные игры
Слайд №9. Для меньшей утомляемости детей во время занятия используют динамические паузы, или как ещё называют физкультминутки, 2-5 мин. по мере утомляемости детей в стихотворной, шуточной форме в соответствии с тематикой занятия. Рекомендуется для всех возрастных групп.
Слайд №10. Релаксация помогает ребенку расслабится, успокоится, снять эмоциональное, нервное напряжение, особенно перед сном или в конце занятия. Релаксация проводится в любом помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Например: «Пушистые облака», музыка дождя, шум моря, пение птиц в лесу и др. Рекомендуется для всех возрастных групп.
Слайд №11. Неотъемлемой частью здоровьезберегающих технологий является пальчиковая гимнастика. Воздействия на кончики пальцев, стимулирует прилив крови к рукам, активизирует умственную активность.
Проводиться индивидуально или с подгруппой детей ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Они разнообразны по содержанию. Используем в работе следующие виды пальчиковых игр:
Игры-манипуляции: такие игры развивают воображение. В каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока, «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Моя семья» и другие.
Сюжетно-пальчиковые упражнения: К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. Например: «Распускается цветок», «Птички», «Грибы» и др.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой: Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») : Предложены Полом Деннисоном и Гейлом Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. Например: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Колечко» и др.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. Например: «Помоем руки под горячей струёй воды», «Молоточек», «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
Я перчатку надеваю,
Я в нее не попадаю.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!», и др.
Театр в руке (пальчиковый театр). Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например: «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка» и др.
Разработана картотека пальчиковых игр «Времена года».
Слайд №12. Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз, а также улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях). Используется ежедневно, по 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Слайд №13. Во время проведения дыхательной гимнастики активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации работы организма. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Выполняются дыхательные упражнения в среднем темпе. Количество упражнений увеличивается до 6-8. В тёплое время дыхательные упражнения проводятся на свежем воздухе. Например: «Подыши одной ноздрёй», «Загони мяч в ворота», «Удивляемся», «Подуй на снежинку».
На группе разработана картотека дыхательных упражнений.
Слайд №14. Бодрящая гимнастика проводится в постели и на дорожках здоровья. Основная её цель: поднять настроение и мышечный тонус детей после сна. Проводим несколько разминочных упражнений в постели: «Подтягивание», «Массаж живота», «Великан», «Бедняга прибежал к врачу», «Но кошка хитрая была», «Кошечка». Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Можно использовать упражнения, сопровождаемые различными стихами.
Слайд №15. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой подвижности. Например: «Два Мороза», «Хитрая лиса», «Ручеек», «Шире круг», «Ловишки», «Мышеловка» и др.
Слайд №16. Рассмотрим вторую группу здоровьесберегающих технологий – технологии обучения ЗОЖ. В этот блок входит:
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия
• Самомассаж
• Точечный массаж
• Коммуникативные игры
• Активный отдых (физкультурные и музыкальные досуги, праздники)
Слайд №17. Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Комплексы утренней гимнастики выполнятся часто в игровой форме. Нами в практике используются открытые мероприятия для родителей, где они могут сами принять участие в утренней гимнастике.
Слайд №18. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. 2 раза в физкультурном зале и 1 раз на улице. Перед занятием необходимы влажная уборка и хорошее проветривание помещения. ООД по физической культуре проводятся в соответствии с программой. Физкультурные занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета, присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. Длительность занятия в старшей группе 25 минут. Как говорит шестая заповедь шестая заповедь ЗОЖ «двигайтесь». Даже 8 минут занятий спортом в день продлевает жизнь.
Слайд №19. Самомассаж – это массаж, выполненный самим ребёнком. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия, или в виде динамической паузы на занятиях ежедневно. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия. Т. о. дети лучше учатся понимать своё тело и между делом развивают мелкую моторику рук. В старшем возрасте самомассаж должен быть более точным и правильным – ребёнок приучается следить за мелким движением своих рук.
В упражнениях мы используем традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например: «Растирание ладоней», «Снятие перчатки», «Браслетик». Массаж внутренней поверхности ладоней проводим с использованием различных предметов : карандашей с гладкой и ребристой поверхностью, грецкие орехи, шишки. Используем упражнения с шариком массажором Су-Джок.
Перед занятием для концентрации внимания предлагаем помассировать «точку ума» - указательным пальцем массируем между бровей над носом (9 раз в одну сторону, 9 в другую). По окончанию занятия массируем «точку веселья» - указательным пальцем потираем кончик носа (9 раз в одну сторону, 9 в другую).
Слайд №20. В утренние часы проводим точечный массаж. Особенно полезен в преддверии эпидемий, в осенний и зимний периоды. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями. Используется наглядный материал (модули). Проводим строго по специальной методике.
Слайд №21. Коммуникативные игры проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего возраста по 25 минут. Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят: беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др. У нас такие занятия проводит педагог-психолог. Такие игры сплачивают коллектив, стимулируют проявление внимания к сверстнику.
Слайд №22. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняя двигательные задания, при этом ведут себя более расковано, чем на физкультурном занятии (это им позволяет двигаться без особого напряжения). При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они прочно овладели.
Физкультурные досуги и праздники обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективной деятельности.
Физкультурные развлечения проводим 1 раз в месяц. Например: «В гости к мультяшкам» - ноябрь, «Зимняя спартакиада» - декабрь, «Путешествие в страну Игралию» - январь, «День защитника Отечества» - февраль и др.
Слайд №23. Третья группа здоровьесберегающих технологий – это коррекционные технологии. В этот блок входит:
• Музыкотерапия (технология музыкального воздействия)
• Сказкотерапия
• Артикуляционная гимнастика
Слайд №24. Музыка обладает мощным психологическим воздействием на детей. Проводит музыкальный руководитель. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Слайд №25. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Этим занимается педагог-психолог.
Слайд №26. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Проводим ежедневно перед началом занятий. Нами на группу приобретен плакат «Артикуляционная гимнастика с детьми».
Слайд №27. Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих направлениях:
Физкультурно-оздоровительное
Медико-профилактическое
Информационно-просветительское
Слайд №28. Физкультурно-оздоровительное направление подразумевает:
Соблюдение режима занятий, отдыха, питания, сна как средство физического воспитания дошкольника.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Развитие физических качеств и двигательной активности.
Создание психолого-педагогических условий для формирования эмоционального благополучия, бережного отношения к ребенку, уважение к индивидуальности и личности.
Становление физической культуры дошкольников.
Слайд №29. Рассмотрим второе направление – медико-профилактическое. К ним относятся следующие технологии организации мониторинга здоровья дошкольников :
Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья.
Организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания.
Организация профилактических мероприятий в детском саду.
Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПинов.
Организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Слайд №30. Рассмотрим третье направление – информационно-просветительное. Это обеспечение валеологической образованности родителей, детей и педагогов. Для этого в нашей группе:
Сделаны папки-передвижки «ЗОЖ».
Проводится анкетирование родителей по ЗОЖ.
Разработаны консультации для родителей «Как влияет цвет на поведение детей», «Прогулки зимой», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Музыкотерапия в детском саду и дома», «Магия овощей», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа» и др.
Изготовлены дорожки здоровья.
Проведены открытые мероприятия: утренняя гимнастика с родителями, развлечение «По радуге дуге», занятие для родителей «Секреты здоровья», занятие для педагогов по ФЭМП с элементами здоровьесберегающих технологий «Путешествие в страну Математики».
Оформлены стенгазеты на тему «Я здоровье берегу».
Проведён проект с родителями «Азбука здоровья».
Рисование с детьми рисунков на конкурс «Хочу быть здоровым», «Вижу мир таким»
Родители с детьми оформили портфолио «Я за здоровый образ жизни».
Проведена акция «Подари книгу детскому саду о ЗОЖ».
Проведено родительское собрание в виде практикума «Секреты здоровья».
Создана среда (спортивный уголок) для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Слайд №31. Вывод: По этой теме мы работаем два года. Работа будет продолжена дальше. Хочется отметить низкую заболеваемость детей, ребята улучшили показатели в гибкости, метании, быстроте бега, прыжках и других параметрах на физкультурных занятиях.