Наталья Лукьянова
Отчёт из опыта работы по ФЭМП у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических представлений по ФГОС входит в образовательную область познавательное развитие.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Публикация «Отчёт из опыта работы по ФЭМП у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Работу в данном направлении мы проводим на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду : в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, а также в дополнительном образовании.
На занятиях я использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке (Всем известная игра «Доскажи словечко», например:
Цифра восемь плюс крючки – получаются … (очки).
К стихотворениям о геометрических фигурах цветах, цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы.
Вовремя непосредственно образовательной деятельности также использую логические игры математического содержания (элементы технологии ТРИЗ).
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
В процессе игры на занятиях я использовала занимательный материал, как сделанный мною и так авторские игры, также использовала строительный и бросовый материал: пуговицы, прищепки, кегли, шишки, фишки, муляжи овощей и фруктов и т. д.
Для развития математических представлений предлагаю детям разнообразные дидактические игры.
Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
При использовании дидактических игр широко применяю различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
1. Познание свойств детьми 5-7 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Использую игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" “Танграм” и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.
2. Использование набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.
3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.
4. Игры на освоение счё та очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов по числу подбираю и варьирую игры с учётом уровня развития детей.
5. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, использую игру "Соедини по точкам».
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
В группе создан «Уголок занимательной математики», в котором размещён разнообразный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры; игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат; головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересные и занимательны
К уголку дети имеют свободный доступ. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к математической деятельности, качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность поисковых действий, стремлению достижений положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направленно на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Вся работа в уголке организуется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
В группе также работает кружок по познавательному развитию «Решай-ка!». Была составлена программа из дополнительных источников.
Провожу в данном направлении работу с родителями : консультации «Развитие логического мышления дошкольников», «Играем вместе», «Дидактические игры в развитии детей» и др., мастер-классы «Развивающие игры в ДОУ».