Ольга Крикун
Социально-образовательный проект «Мама — Слово дорогое» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта – воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновской и родители (законные представители).
Цель проекта : формирование социокультурной среды старшего дошкольника.
Задачи:
Для воспитанников:
• Формировать у детей чувство любви и уважения к матери, как самому близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка.
Публикация «Социально-образовательный проект „Мама — Слово дорогое“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
• Выражать свои чувства в поведении и поступках – умении охранять её покой, оказывать ей помощь, проявлять заботу о ней.
• Способствовать единению детей и родителей в совместном досуге, посвященном празднованию Дня матери, получению ими удовольствия от общения друг с другом.
• Обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе разучивания
и слушания песен о маме.
• Развивать творческие способности через пение, танцы, художественную
деятельность: создание поделок, рисунков.
• Способствовать развитию монологической речи через выразительное чтение стихов.
• Развивать навыки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы в беседах о маме, о её профессии, о роли мамы в жизни ребенка.
• Развивать и помогать получать личный опыт детей в области создания выразительного художественного образа в исполнении песен, танцев, инсценировок, чтения стихотворений на военную тематику.
• Формировать интегративные качества детей :
1. Согласованность с музыкой, эмоциональное состояние.
2. Любознательность, активность.
3. Желание помогать друг другу и действовать сообща.
4. Музыкальное восприятие, исполнительские и творческие умения.
• Воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.
• Накопить опыт у детей в музыкально – творческой деятельности.
Для родителей (законных представителей) :
• Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной деятельности.
• Способствовать развитию у родителей и детей умения действовать совместно, планировать свою деятельность, настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной деятельности.
• Непосредственно вовлекать родителей в совместную деятельность, посредством создания образовательного проекта.
Для педагогов:
• Разработать систему мероприятий, включающих разнообразные формы и виды образовательной деятельности, широко использовать технические средства обучения и информационно-коммуникативные технологии.
• Пополнить методическую базу и медиатеку по теме проекта.
Разработка и внедрение проекта проходила в период с 1 по 26 ноября по 2015 года. Предварительно была изучена методическая литература по теме, подобран демонстрационный материал, художественная литература, музыкальные произведения для пения и слушания : «Мама» П. И. Чайковского, «Самая хорошая», В. Иванникова, «День сегодня необычный», М. Еремеевой, «Маме», В. Картушиной и др., разработаны танцевальные комплекты «Далеко от мамы» («Барбарики», «Мама и дочь» («Вместе с мамой» Е. Швилле, сценарий совместного досуга к Дню матери. Для внедрения проекта познакомились с социальным паспортом группы, проводили диагностические беседы с целью выявления возможностей и желания участвовать в предложенных видах взаимодействия.
На начальном этапе также была проведена диагностическая беседа с детьми. По итогам аналитического этапа были разработаны:
«матрица» проекта (приложение 1, план взаимодействия с детьми и родителями, цикл занятий по музыке и хореографии, сценарии мероприятий (приложение 2).
Внедрение основного этапа проекта началось с постановки перед детьми проблемного вопроса «Как мы можем порадовать своих мам?» и проводилось в непосредственно-образовательной деятельности (НОД). Непосредственно образовательная деятельность по музыке и хореографии была разработана и проводилась в соответствии с «Основной образовательной программой детского сада № 1 МОЩР станица Старощербиновская» для детей группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет. Её проводили музыкальный руководитель и хореограф в тесном взаимодействии с педагогами группы. Образовательная деятельность проводилась в рамках тематических месячника и было направлена на закрепление знаний и представлений о наступающем празднике Дне матери, развития нравственных качеств, чувства любви и уважения к маме, ее труду и роли матери в жизни ребенка. Достижение поставленных задач осуществлялось посредством развития интегративных качеств дошкольников. Используемые методы (метод вопросов, мотивирование детской деятельности) и приемы (демонстрация семейных фотографий, слайдовая презентация «Наши мамы тоже когда-то были детьми», рассказ, рассказы детей, чтение художественной литературы, беседа, слушание музыки, пение, показ музыкально-ритмических движений, слайдовые презентации) были направлены на активизацию познавательного интереса детей, способствовали самостоятельной деятельности детей по получению новых знаний, развивали коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
.
Подобранный материал, техническое и мультимедийное сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности. Дети познакомились с музыкальными произведениями и песнями: «Самая хорошая», В. Иванникова, «День сегодня необычный», М. Еремеевой «Маме», В. Картушиной «Мама» П. И. Чайковского («Детский альбом», «Далеко от мамы» («Барбарики», «Вместе с мамой» Е. Швилле.
Очень важно было показать и передать дошкольникам чувства и эмоции, которые испытывал педагог при прослушивании произведения. Тем самым мы формировали у детей нужный эмоциональный опыт на восприятие каждой песни в отдельности. При беседе с детьми мы задавали вопросы об их чувствах, чтобы дети проговаривали и называли свои впечатления о прослушанных произведениях. Очень важно для нас было показать свою искреннюю заинтересованность и сопереживания, ведь только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.
На занятиях хореографии ребятам был широко представлен видеоматериал постановки танцев. Дети смотрели как ролики с танцами профессиональных коллективов, так и выступления воспитанников других детских садов. С особым интересом они смотрели совместные танцы родителей и детей.
Взаимодействие с родителями проводилась параллельно с детской деятельностью. Мамам было предложено принять участие в совместном с ребенком создании и демонстрации внешнего образа по заданной теме (темы времен года). Мама Даши Р. месте с дочерью подготовили и показали танец «Мама и дочь» («Вместе с мамой» Е. Швилле). Педагоги при взаимодействии с родителями подготовили слайдовую презентацию – загадку «Угадай, чья мама?» Родители приносили семейные и детские фотографии, которые и были включены в презентацию.
Ожидаемые и полученные результаты.
По окончанию внедрения проекта, по наблюдениям педагогов
• У воспитанников:
• Сформировано у детей чувство любви и уважения к матери, как самому близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка.
• Дети выражают свои чувства к маме в поведении и поступках: оказывают ей помощь, проявляют заботу о ней, стараются радовать её.
• Объединение детей и родителей в процессе подготовки и проведения совместного досуга.
• Обогащен музыкально-слуховой опыт детей в процессе разучивания
• и слушания песен о маме.
• Развиты творческие способности через пение, танцы, художественную
• деятельность (созданы поделки, рисунки).
• Развито монологическая речь через выразительное чтение стихов.
• Получен личный опыт детей в области создания выразительного художественного образа в исполнении песен, танцев, инсценировок, чтения стихотворений по теме проекта.
• Понимают важность роли мамы в их жизни.
• Повысился уровень вокально-слуховых навыков и умений воспитанников.
• Дети владеют навыками поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы в беседах о маме, о её профессии, о роли мамы в их жизни
• У детей повысился уровень развития таких нравственных качеств, как любовь к маме, уважительное отношение к членам своей семьи.
• У детей присутствует чувство гордости за свою маму, ее профессию.
• Сформированы интегративные качества детей при работе по теме проекта : любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Накоплен опыт в музыкально – творческой деятельности.
• Демонстрация полученных знаний, умений и навыков в совместном досуге, посвященном Дню матери в МБДОУ.
• Активное участие воспитанников в играх, конкурсах при проведении совместной встречи детей с мамами.
У родителей:
• Понимают важность совместной деятельности с детьми.
• Вовлечены в педагогический процесс ДОУ по вопросам социально-нравственного, художественно-эстетического развития дошкольников.
• Родители довольны результатами совместной деятельности.
• Развито умение у родителей действовать совместно, планировать свою деятельность, настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной деятельности.
У педагогов:
• Создано методическое обеспечение по теме проекта
Подборка песен о маме, бабушке.
Танцевальные комплекты «Далеко от мамы», «Мама и дочь».
Сценарий праздника к Дню матери.
Видеозапись праздника.
Альбом стихов о маме.
Библиотека ЭОР по теме проекта.
Проведен совместный досуг, посвященный Дню матери «Мама – слово дорогое».