Рябова Тамара
Образовательный проект «Дерево моей России» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект.
Тема: «Дерево моей России»
для детей старшего дошкольного возраста
Авторы проекта : Рябова Тамара Ивановна, Трешкина Вера Николаевна, Валиулина Марина Алиджановна
Вид проекта : образовательный.
Тип проекта : творчески-исследовательский, краткосрочный.
Время проживания проекта : 1,5месяца. (февраль-март)
Кадры :Воспитатели, логопед, музыкальный руководитель,
Публикация «Образовательный проект „Дерево моей России“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Район, город, представивший проект : Центральный район, г. о. Тольятти
Адрес организации: ул. Ленина, дом 95.
Телефон: 28-36-58
Участники проекта : воспитатели, родители, дети, логопед, музыкальный руководитель
Цель: создать проблемно-поисковую модель «обучение через открытие» по изучаемой проблеме «Русская береза – символ России» с использованием собственной активности и инициативы детей, современных образовательных и компьютерных информационных технологий.
Задачи: - воспитание любви к Родине через символ России – русскую березу, сопричастности детей в преумножении, сохранении и защите любимого русским народом дерева;
- создание и реализация комплексно-тематического принципа организации учебной и развивающей детской деятельности (речевой, познавательной, изобразительной);
- целенаправленное формирование экопозитивного отношения человека к природе через образ березы в совместной и индивидуальной работе, в регламентированной и свободной деятельности старших дошкольников;
- обогащение компонентов предметно-развивающей среды, побуждающей к активной познавательно-речевой деятельности: созданию рукописных книг, коллекционированию фото, иллюстраций и картин, сбору аудио и видеоматериалов, формированию библиотечного фонда детских книг и т. д. ;
- стимулирование творческих проявлений детей, самореализации через эмоционально насыщенные виды деятельности, организацию мини-музея «Мой любимый уголок российской природы».
- актуализации личного опыта ребенка в поиске новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, подборе народного фольклора; демонстрации личных достижений в литературно-поэтических вечерах, познавательно-интеллектуальных досугах;
- ориентация семьи на совместные проекты (дети – родители – педагоги); собственную активность и инициативу в воспитательно-образовательном процессе группы.
Педагогический замысел: стимулирование речевой деятельности и речевого творчества через разные виды занятий, общение с книгой; создание условий для реализации собственных детских идей и развития творчества в создании рукописных книжек-малышек о березке, творческих работ детей совместно с воспитателем; активизация приобщения родителей к сотворчеству и сотрудничеству с детьми.
Направления работы: познавательное; практически-действенное (сотворчество детей и взрослых); развивающее: поиск информации, сбор экспонатов, организация выставок.
Исследовательская деятельность детей : трансляция формирования знаний детей по инициативе педагога и актуализация имеющегося личностного опыта ребенка.
Предполагаемый результат: сделана подборка книг, иллюстраций, видеотека, слайд-шоу «Люблю березку русскую»; создана копилка художественного слова «Без березы не мыслю России» (стихов, загадок, закличек и т. д.); подобран музыкальный репертуар и фонотека по теме: «Ты в песнях живешь, березка моя» (народных, патриотических песен); книжный уголок пополнен художественными произведениями, иллюстрациями, фотографиями, публикациями из газет и журналов о березе.
Этапы и формы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
Постановка цели, задач.
Изучение методической литературы.
2 этап – информационно – технологический.
Подбор художественной литературы. «Ты воспета в стихах и песнях» (подборка художественной литературы и музыкальных произведений о березе);
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
3 этап: Внедрение проекта
НОД по образовательным областям : познание, коммуникации, художественное творчество.
Экскурсии с целью проведения наблюдений за берёзой в разное время суток
Дидактические и речевые игры.
Работа с иллюстрациями по теме «Русская берёза» (демонстрационный материал, сюжетные картинки)
Художественно – творческая деятельность (рисование, ручной трудлепка,апликация)
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Совместные мероприятия с родителями и детьми.
Просмотр слайдовых презентаций «Деревья нашего края», «»Люблю берёзку русую»
4этап: Результативный.
Выставка :детских и совместных с родителями творческих работ. ,
Презентация:
- Книжек-самоделок: «Берёзовые сказки»
-Книжек-малышек: «Загадки о берёзе», «Стихотворения о берёзе».
-Книжек-раскрасок «Стихотворения о березе.»
-Реклама альбома «Березовый лекарь» для сотрудников детского сада и родителей других групп.
Мультимедийная презентация и защита образовательного проекта на Совете педагогов.
Обобщение опыта работы: публикация проекта
Познание:
-НОД: «Дерево», «Лес»;«Экологическое путешествие в березовую рощу»;
-заочная экскурсия «Что я знаю о березе»
-Наблюдения за живой природой: целевые прогулки ; наблюдения за березой: в разное время года (зима, весна, в разную погоду, в разные части суток
-Рассказ воспитателя о своей любимой берёзке
Беседы с детьми:
-Красота природы бесценна.
-Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой. (см. в Приложениях)
-Что мы знаем о деревьях и берёзе в частности. (см. в Приложениях)
-Как берёзу использовали в древности. (см. в Приложениях)
Решение проблемных ситуаций («Представим, что все деревья исчезли», «Деревья живые и нет?»);
Детская исследовательская деятельность: «Сколько лет было березке?»; «Для чего березе корни?»; «Почему у березки наряд разного цвета?»; «Во всякую ли погоду можно сделать узор из листьев на асфальте?», «У всякой ли березы белый ствол?», «Почему у березы осенью листья желтеют?».
Д/ и: «Четвертый лишний»;«Деревья»;«Что растёт в лесу?»;«Из семени в дерево»; «Листочки»; Лото «Листья и деревья»;
Создание мини-музея «Мой любимый уголок российской природы».
Предполагаемые экспозиции: «Остановись, мгновение…» (фотоматериал о разных видах березы); «Из-под кисти художников» (картины, иллюстрации);
«От березового туеска до музыкальных инструментов» (экспозиции предметов-экспонатов, изготовленных из березы); «Своими руками» (поделки из березы, рисунки, рукописные книжки); «Береза излечит и защитит» (обереги, чага, березовые веники, активированный уголь, березовый сок, березовые листья, почки; березовые стельки, деготь);
Коммуникации
НОД: «Деревья» «Русский народ о берёзоньке» (малые фольклорные жанры);
Словесно-дидактические игры: «Подбери словечко» : березовый: (сок, отвар, сквер, веник, березовая: (аллея, сережка, кора); ветки (какие), ствол (какой), платье (какое) …; береза (что делает) …; «Узнай деревце по описанию»; «Чьи плоды?»; «С какого дерева лист?»; Детские «Загадалки»; «Скажи иначе» (дерево, лиственное дерево, дерево - символ России); «Назови ласково»; «Что угрожает березе»; «Узнай дерево по стволу»
Речевая импровизация и диалоги «О чем шепчутся березы…».
Интервью с ближайшими взрослыми «Дерево-это…»;
Творческое рассказывание детей :«Для меня береза – часть России»
Коллективный рассказ-рассуждение «Для чего растет березка» «Рассматривание картины «Золотая осень»;
Составление рассказа по картине, по серии картин;
Чтение и заучивание стихотворений по выбору детей С. Есенина «Белая береза»; А. А. Фет «Печальная береза…»,А. Екимцев «Светло в России от берёз»,Л. Овсянникова «Белая подруга»,А. Прокофьев «Русская берёза»,А. Дементьев «Берёзы России»,П. Кудрявцев «Белая берёза – русская земля»,В. Вальякка «Берёза»Н. Самонин «Стыдливая берёзка»,И. Чабан «Белые берёзы России»Н. Рубцов «Северная берёза»И. Токмакова «Если б дали берёзе расчёску» А. Прокофьев «Берёзка»;А. Твардовский «Лес осенью»;Е. Санин «Берёзовая ёлка»; Л. И. Горюшкина «Берёзка»В. А. Злоказов «Росла Берёзка у дороги»,В. А. Трусов «Секреты горы трёх братьев» ,Н. И. Птухина «Ода о берёзе» ,Л. Н. Сурнина «Песнь о берёзе» ,Р. Н. Рахимов «Три берёзки под окном» ,Л. Н. Смирнова «Берёзка голову склоня…»
Художественно- эстетическое развитие:
-НОД «Художники и берёза»;
-Рассматривание репродукций картин: А. И. Куинджи «Берёзовая роща», И. Грабарь «Февральская лазурь», «Берёзовая роща», «Берёзовая роща»,В. Сидоров «Берёзовый ветер»,И. Родионов «На привале. Солдатская весна»; И. И. Левитан («Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юон («Мартовское солнце», И. Шишкин («Лесная глушь»).
Рисование :
-«Белая берёза» по стихотворению С. Есенина.
-«Люблю берёзку русскую»
Аппликация: «Осенняя берёза».
Лепка: «Берёзовая роща»
Музыка:
НОД «Образ берёзы в народном творчестве и творчестве современных композиторов»
Песни о берёзе (прослушивание, заучивание понравившихся) : Муз. Д. Кабалевского, сл. А Пришельца «То берёзка, то рябина»,Л. Зыкина «Растёт в Волгограде берёзка»,Д. Хворостовский «Свет берёз»,Анс. «Сябры»- «Вы шумите берёзки»,Гр. «Любэ» - «Берёзы»Н. Гулько «Разбросала косы русые берёза» Развлечение «Праздник берёзки»
Игротека: «Игры из бабушкиного сундучка» (русские народные, хороводные: «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла»); «Русские посиделки» (фольклорные игры и потешки о березе); «Березовая карусель» - игры-викторины; имитационная игра «Путешествие в березовую рощу» с элементами коррекции: образ, слово, движение, дыхание.
Физическое развитие
Игры с движениями: «На месте не стой – вокруг березки круг построй!». П/и «Раз, два, три к… (берёзе, рябине, тополю) беги»; П/и «Прятки с деревом»;
Игр. упр. «Мы направо (прямо, налево) пойдём и берёзку обойдем»;
Пальчиковая игра «Берёзки».
Беседы:«Целебные свойства берёзы», «Беседа о значении зелёных растений для всех живых организмов».
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсоводы», «Ботанический сад», «Защитники окружающей среды», «Юные экологи».
Игры-триз: «Чем была береза раньше?», «Для чего нужна береза», «На какую из березок ты похож, почему?», «О чем шумит береза?», «Когда береза плачет?».
Блок работы с семьей:
оформление рубрики родительского уголка «Словом душа растет» (пословицы, потешки, заклички… о березе); сбор интернет - информации по теме, конкурсы рукописных книг: «Березовая сказка России», творческий вернисаж, создание родителями книги рецептов «Березовый лекарь»; детско-родительский конкурс тематических загадок о березе «Дерево моей мечты»;