Ирина Ефремова
Отчет по экспериментальной работе в рамках программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Республики Тыва
МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла РТ»
ОТЧЕТ
об апробации Комплексной программы
духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся
в образовательных организациях республики Тыва
Выполнили старшие воспитатели :
Балахонова Т. Ф.
Ефремова И. П.
Отчет по экспериментальной работе
Публикация «Отчет по экспериментальной работе в рамках программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 18 сентября 2013 года № 1173/д "Об апробации программы" на базе нашего детского сада была открыта республиканская инновационная площадка по Апробации примерной программы дошкольного образования "Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников" под руководством У. П. Допул, автором-составителем данной программы.
Работа в экспериментальном режиме предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Для организации инновационной работы в ДОУ были обеспечены следующие организационно-педагогические мероприятия:
Определены этапы проведения эксперимента :
I. Аналитико - диагностический этап 2013-2014гг.
Ознакомление с основными теоретическими положениями.
1. Анализ актуальности проблемы (подбор и изучение специализированной литературы)
2. Анализ ресурсов ДОУ (материальных, технических, интеллектуальных)
3. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
4. Создание условий для апробации программы.
2. Основной этап. 2014-2015гг.
Практический.
1. Апробация программы
2. Адаптация программы к условиям детского сада.
3. Осуществление мониторинга за ходом реализации программы.
4. Разработка рекомендаций по осуществлению духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Заключительный этап. 2015-2016 гг.
Аналитический.
1. Анализ результатов внедрение программы :
а) мониторинг развития детей
б) опрос родителей, педагогов
2. Показ результатов работы
а) открытые мероприятия
б) выступления
в) презентации.
3. Доработка и коррекция разработанных методических рекомендаций. Оформление опыта работы.
4. Выводы и предложения.
На первом этапе эксперимента были изучены нормативно методические документы (федерального, регионального, муниципального уровня) по вопросам организации экспериментальной площадки
2. Разработаны локальные акты, регулирующие работу ДОУ в режиме эксперимента (разработка и утверждение положения о творческой группе)
3. Заключены договора о социальном партнерстве краеведческим музеем им. Алдын-Маадыр, библиотекой им. Лермонтова.
4. Определенны функциональные обязанности:
Работа площадки организуется посредством деятельности заведующего ДОУ, старших воспитателей, музыкального руководителя, воспитателями, специалистами.
5. Условия функционирования включают в себя:
развивающую среду;
полноценное ресурсное обеспечение;
наличие организованной совместной деятельности педагогов, родителей и детей
Детский сад в своей работе активно использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды. В рамках преемственности в работе детского сада и школы организуются совместные мероприятия: занятия, экскурсии. Традиционно воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной Дню Знаний, проводятся совместные праздники, ежегодное отслеживание успеваемости выпускников ДОУ.
Национальный музей им. Алдын- Маадыра.
С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся совместные мероприятия
На основе многолетней практики сотрудничества детского сада с социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность, которая успешно реализуется на практике.
Программно-методического обеспечения представлено основными нормативными документами, программами, дидактическими играми и художественной литературой для детей.
Сроки работы площадки рассчитаны на три года. В эксперимент были включены старшие и подготовительные к школе группы.
Практический этап (функционирование экспериментальной площадки) направлен на внедрение в учебно-воспитательный процесс программы.
Разработана система реализации программы экспериментальной деятельности по девяти духовно-нравственным ценностям :
• Человек (личность)
• Семья
• Культура
• Язык
• Природа
• Труд
• Образование
• Патриотизм
• Здоровье
Составлены перспективные планы на старший, подготовительный возраст.
Основным условием реализации данной программы является профессиональная компетентность педагогов, их высокий духовно- нравственный потенциал и особенно любовь к детям.
Благодаря таким формам работы с кадрами поддерживается высокий уровень воспитательно-образовательной работы в детском саду. Знания и опыт, получаемые в ходе проведения методической работы, педагоги с успехом внедряют в практическую работу с детьми.
Духовно- нравственное развитие детей невозможно без участия семьи.
Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает :
Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.
Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:
• объединение усилий педагогов и родителей
• создание атмосферы общности интересов в процессе организации экспериментальной деятельности;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
С целью ознакомления родителей с экспериментальной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях и совместных мероприятиях таких как:
«Выставка национальных женских украшений»,
спортивные досуги,
праздники «День отца»,
«День матери», Шагаа,
утренники к Дню защитника Отечества, 8 Марта, К празднованию 70-летия Великой Победы проведена национальная борьба «Хуреш» «Бичии Начын – 2015» среди воспитанников детского сада, Музыкально- литературная композиция к празднованию 70-летия Великой Победы, в подготовке родители приняли активное участие.
С результатами экспериментальной работы в ДОУ родители могут ознакомиться на стенде «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.
Проводить работу с детьми мы начали со среднего возраста. Работа с детьми проводится по всем девяти духовно- нравственным ценностям.
В ходе реализации программы мы выявили для себя, что детям ближе те занятия, которые построены на основе народных сказок, дети с удовольствием участвуют в продуктивной деятельности, инсценировке сказок.
В ходе занятий дети осваивают нравственные правила, но не всегда могут проявить их. Учитывая это педагогический коллектив подготовил материал для создания картотеки дидактических игр, темы бесед, ввели проектную деятельность в образовательный процесс (неделя «Добра» - в ходе которой были проведены занятия «Вежливые слова», «Праздник доброты», Проект «Чавагаа», Проект «День Победы», проект "Мой первый семейный альбом" и др)
Педагогом -психологом Дажи-Дондуп У. А. проведено педагогическое мероприятие на тему «Тайны здоровья».
Проект «Чавагаа» - результатом которого стала выставка национальных женских украшений,
Воспитатель нашего ДОУ Шинин О. У. участвовала в муниципальном этапе «Воспитатель года 2015» с темой «Изготовление Чавагаа», заняла 2 место, и 3 место в Республиканском конкурсе «Воспитатель года – 2015»
Наши воспитанники являются активными участниками муниципальных конкурсов детского творчества:
Городской конкурс юных исполнителей эстрадной песни «Жаворонок- 2015» посвященный 70-летию Великой Победы: Агапов Арсений воспитанник подготовительной группы исполнил 2 песни, из которых одна была на тувинском языке, а вторая посвящена прадеду участнику ВОВ.
Конкурс музыкально- театрализованного представления Фестиваля национальных культур «Найырал», посвящённого «Дню народного Единства» - Грамота в номинации «За лучшее отражение национальных традиций»
Конкурс детского творчества «День Победы глазами детей» среди воспитанников ДОУ
г Кызыла, посвященный 70-летию Победы в ВОВ - Грамота за I место в номинации «Коллективные рисунки»
Конкурс музыкально-театрализованных композиций, посвященных 70-летию Победы в ВОВ - Грамота в номинации «За лучшее воплощение образа в танцах»
Мы считаем, что введение программы в воспитательно-образовательный процесс позволил улучшить работу ДОУ в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
-у дошкольников формируются навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, и адекватному проявлению этих чувств;
• относятся с уважением и вниманием к ближним;
• приобщаются к традициям тувинского и русского народа, традиционному укладу жизни, не только в детском саду, но и в семье;
• эмоционально-личностная сфера дошкольника приобрела опыт в восприятии новых впечатлений.
• дети стараются измениться в своем поведении и поправляют друг друга в нужных ситуациях.
в речи активно используют произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы, знают и с интересом рассказывают о народных праздниках, их особенностях)
За отчетный период отмечается скачок педагогической активности педагогов ДОУ.
Но хочется отметить проблемы с которыми мы столкнулись:
* У детей был слабый запас знаний об историческом прошлом тувинского народа, его традиций и быта наших предков.
*Не достаточно методической базы, готовясь к занятию педагогу необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.