Светлана Прокофьева
Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательные и коммуникативные способности детей.
Задачи:
1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов им выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
4. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
Темочки:
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».
Считаю, эту тему очень актуальной на сегодняшний день. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре и традициям своего народа.
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
У детей своей группы я давно заметила интерес к потешкам, загадкам, сказкам и, выбирая тему самообразования, решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.
Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.
Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.
Также дети с удовольствием отгадывали загадки, ведь загадки – это полезное упражнение для ума. Загадки старалась использовать в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, да и вообще в любом режимном моменте в течение дня. Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. загадки развивают мышление, наблюдательность детей. Выяснилось, что дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
В ходе работы над темой самообразования мной была собрана картотека потешек, загадок, считалок, народных игр.
В книжном уголке разместила книги: сказки, потешки, считалки, песенки, загадки.
Дети имели возможность внимательно и сосредоточено рассматривать иллюстрации, вспомнить содержание.
Помещала в родительский уголок консультации по своей теме самообразования. Родителям рекомендовала что читать детям в этом возрасте, беседовать о прочитанном.
Провела итоговое занятие «Во дворе у бабушки». Дети моей группы имеют знание, соответствующее своему возрасту и программным требованиям.
На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей дошкольного возраста. Свою работу по самообразованию за 2019-2020 учебный год считаю удовлетворительной. Поэтому в дальнейшей своей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития речи детей.
В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 1995.
2. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа». М., 2009.
3. «Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки» / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет». М., 2005.
6. «Русский фольклор» / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Народные сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные являются основой устного народного творчества, а также важнейшим источником развития выразительности детской речи.