Светлана Прокофьева
Отчет по теме самообразования «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Дошкольное образование как часть непрерывного образования явля-ется системой передачи детям культурных ценностей, развития умственно-го и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается по схеме: знаю-не знаю, умею-не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребёнка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становят-ся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализи-ровать. В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является проектный метод. Он позволяет:
Публикация «Отчет по теме самообразования „Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
-расширить образовательное пространство, придать ему новые фор-мы;
-развивать у детей умение наблюдать, анализировать явления и де-лать выводы, проводя сравнения, обобщения и умения;
-даёт возможность развития творческого, познавательного мышле-ния ребёнка;
-способствует развитию творческого мышления, логики познания, пытливости ума.
Работая над темой самообразования, изучила психолого-педагогическую литературу. Учебно-методическое пособие Деркунской В. А. «Проектная деятельность дошкольников» помогло найти ответы на многие интересующие вопросы. В начале учебного года провела наблю-дение и диагностирование детей по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой «Выявление уровней познавательного ин-тереса к окружающему миру у дошкольников» и пришла к выводу, что не все ребята умеют задавать вопросы познавательного характера, отсутству-ет отклик на познавательную задачу, задание выполняют, подчиняясь просьбе взрослого.
Проектная деятельность возможна только на добровольной основе и же-лание что-либо исследовать, изучать возникает при наличии интереса, привлекательности темы. Темы проектов выбирала из окружающей дей-ствительности, учитывая сезонные явления, предстоящие праздники, инте-ресы и потребности детей. Так, осенью мы с ребятами глубже изучили овощи (на примере лука, фрукты (на примере яблока, грибы и ягоды. В проекте «Зимние чудеса» уделили внимание и зимующим птицам, и жи-вотным, исследовали свойства снега и нашли очень много информации про Деда Мороза разных стран.
Работа по проектам проходила в несколько этапов. На первом этапе методом мозгового штурма ребята выдвигали проблемные вопросы по предложенной теме («что мы знаем, что еще хотим узнать и как нам это сделать?»). На втором этапе мы с ребятами всевозможными способами ис-кали ответы на поставленные вопросы (поиск в энциклопедиях, художе-ственной литературе, беседа с родителями, в играх, в творчестве, в экспе-риментировании и т. д.). На итоговом этапе ребята на коллективном об-суждении делились своими новыми знаниями, проводили игры-викторины, тематические развлечения, выставки поделок, рисунков.
В течение года наши проекты были самыми разнообразными: иссле-довательские с творческим уклоном, творческие, социально-информационные, ролевые, познавательно-исследовательские, норматив-ные. Особый интерес у детей вызывают проекты, в которых знания о том или ином объекте исследования добывают опытным путем. Как показала практика, даже самая скучная тема активизирует познавательную актив-ность детей при наличии интересных проблемных вопросов. К примеру, в проекте «Одежда, обувь и головные уборы» таковыми явились: как появи-лась пуговица? кто придумал карман? как определить размер обуви и по-чему говорят «Дело в шляпе»?
В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоя-тельности и участию в познавательной деятельности, проявление познава-тельного интереса.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе имеется «Центр эксперименти-рования». В нем содержится материал для проведения опытов, природный материал, коллекция тканей, коллекция пуговиц, утилизированный мате-риал.
Реализация проектов невозможна без участия родителей. В течение года практически все родители активно поддерживали интерес ребят, были для них надежными источниками информации, помогали в решении домашних заданий, изготовлении стенгазет, различных докладов – сообщений. Дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых объектах. В течение года мной были предложены родителям консультации: «Теория решения изобретательских задач - что это?», «Экспериментируя, познаем мир!». Планировалось ро-дительское собрание в форме круглого стола «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста», но, в силу многих об-стоятельств, не состоялось. Достаточно информации по поддержанию ин-тереса детей к познавательному экспериментированию родителям было предложено в памятке «Чего нельзя и что нужно делать».
Результаты выявления уровня познавательного интереса за 2021-2022 учебный год к окружающему миру по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой свидетельствуют о положительном динамике в развитии познавательного интереса детей.
Наблюдения за детьми в ходе совместной и самостоятельной дея-тельности показали, что дети стали более активными в поиске путей реше-ния проблемной ситуации. У ребят повысилась самостоятельность, любо-знательность. Они активно используют различные источники информации, способствующие обогащению знаний (кино, литература, наблюдения, опы-ты и эксперименты). Проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности : конструированию, изобразительной деятельности, игре. Ребята стали чаще задавать вопросы познавательного характера. В течение года наблюдается сплоченность нашего коллектива, дети стали ин-тересны друг другу, помогают друг другу, радуются общим успехам. По-знавая мир, дети стали более успешны и в речевом развитии.
Используя метод проектирования, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расшири-лись знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением ис-следовательских и творческих проектов. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуля-торных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотива-ми, сколько установленными нормами.
Анализ и оценка полученных результатов дают мне возможность ви-деть пути дальнейшего использования проектного метода в своей практи-ке.