Ирина Кривая
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для самообразования я выбрала тему «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение, мною и была выбранная данная тема.
Целью изучения темы стало создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.
Для раскрытия выбранной мною темы были поставлены следующие задачи:
• создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
o обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации и. т. д. ;
- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
- воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
Новизна опыта состоит:
• в подборке и систематизации разного рода игр, упражнений пособий, литературы, нацеленных на развитие логического мышления детей ;
• в комплексном использовании занимательного дидактического материала в непосредственно образовательной, игровой и самостоятельной деятельности.
Мной была изучена и взята в помощь при работе следующая методическая литература:
- «Малыши играют в шахматы», В. Г. Гришин;
- «Игровые задачи для дошкольников», З. А. Михайлова;
- «Я решаю логические задачи», Е. В. Колесникова;
- «100 игр на развитие мышления»,
- «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста», А. В. Сунцова;
- Тесты для подготовки к школе», А. Герасимова.
Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.
Развитие логического мышления включает в себя целенаправленное использование развивающих и дидактических игр. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
В своей работе я использую следующие развивающие игровые технологии :
- Логические блоки «Дьенеша» - Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение и познавательные способности. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной;
- Палочки Кюизенера - Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Они способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей;
- Игры – головоломки: «Танграм», «Листик», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»-Игры-головоломки развивают : пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному;
- Настольные логические игры : «Домино» (животные, транспорт, «Лото» (числа, животные, «Посчитай-ка», «Фигуры», «Цвет и форма», «Найди закономерность», «Противоположности» ит. д. - Цель этих игр – развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание;
- Игры с счетными палочками - счетные палочки развивают : концентрацию внимания (сосредоточенность, пространственное мышление, логику, воображение, мелкую моторику.
Как я использую палочки: считаем,, цифры, примеры, строим схемы предложений, строим геометрические фигуры, строим лестницы, колодцы, железные дороги, строим дорожки, соблюдая ритм, и еще устраиваем превращения - это когда переложив одну-две палочки получаем другую фигуру, выкладываем различные картинки;
- Словесно-логические игры и упражнения - «Закончи предложение», «Подбери общее понятие», «Лишнее слово», «Отгадай загадку»,«Логические задачи»,«Задачи-шутки»,«Занимательные вопросы», «Вопросы на смекалку» и т. д. Данные игры и упражнения направлены на развитие умственных и речевых способностей у детей;
- Работа в тетрадях по развитию логики, с картотекой «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»;
- «Змейка», «Кубик – Рубик», «Игры-разума» - развивают логическое мышление, пространственное воображение.
Хотелось бы отметить, что для более эффективного развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого я использую разные формы работы с родителями:
-консультации о подборе игр по формированию логического мышления : «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»; «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников»; «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
- индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
• совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;
• родительские собрания.
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников.
Дошкольники научились :
-логически мыслить, определять закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельностью;
-путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять числовые задания, находить ответ к загадкам;
-правильно отвечать на поставленные вопросы;
-ориентироваться в пространстве, выполнять графические диктанты;
-ставить цель и собственными усилиями добиваться результата.
Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.