Бондаренко Ольга
Отчет по теме самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие логики у детей дошкольного возраста, по средствам дидактических игр.
Актуальность: именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.
Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.
Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи – шутки.
Игры-головоломки.
Игры с счетными палочками.
Разгадывание ребусов.
«Неправильные» сказки.
В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
Дидактическая игра «Логический дом».
Цель этой игры заключается в том, чтобы построить дом по логической цепочке. Каждая картинка - кирпичик должна иметь определенную связь с предыдущей.
Лото «Мои любимые сказки»
Цель: развивать речь детей, мышление, память.
Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.
Д/и «Четвертый лишний, «Где чей дом?», игра – головоломка - «Танграм» и «волшебный круг», «Восстанови последовательность событий», «Веселая логика», Лото «занимательная математика», «игры со счетными палочками»
Работа с родителями
Разработка консультаций для родителей по данной теме.
Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).
Рекомендации для родителей по использованию литературы
• изучение психолого-педагогической литературы;
• разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
• проектная и исследовательская деятельность;
• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
• Оформить в группе уголок «Математический сундучок»;
• расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических игр.
Форма отчета по проделанной работе: презентация
Форма самообразования : индивидуальная
Формы работы:
1. с детьми
- диагностика ЗУН детей;
-развлечения по РЭМП: «Путешествие в страну математика»; «Теремок»;
«Веселая семерка»; «Сокровища форта Боярд»; «По следам Колобка»; «КВН – «Мы считаем, мы решаем»
-диагностика ФЭМП.
2. самообразование
- курсы повышения квалификации;
-изучение ФГОС;
-изучение психолого – педагогической литературы;
-составление плана развлечений по ФЭМП;
-оформить в группе уголок «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»;
-изучение педагогического опыта других педагогов;
-разработка картотек игр по ФЭМП;
-написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.
3. с педагогами
-просмотр открытых занятий по ФЭМП (средняя, подготовительная группы) ;
-написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.
4. с родителями
-родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников»;
-консультация: «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»;
-памятка для родителей: «Развитие логического мышления у детей 5-6 лет»;
-Папки-передвижки: «Весёлые цифры»; «Живые геометрические фигуры»;
-круглый стол по теме : «Я учусь считать»;
-выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. Развиваем логику/ авт. – сост. О. А. Бондаренко. – Улан-Удэ, 2016.
Здесь предлагаются задания для дошкольников, направленные на развитие логического мышления, произвольного внимания.
Уважаемые взрослые!
Перед вами пособие для детей дошкольного возраста. Занимаясь по нему вместе с малышом, вы поможете ему развить зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.
Предполагаемый результат:
• Оформить в группе уголок «Математический сундучок»;
• расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических игр.
В перспективе я планирую:
1. изготовление новых дидактических игр;
2. создание картотеки дидактических игр для родителей;
3. создание банка видеотеки (с привлечением родителей) ;
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 1991г.
2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
4. Математика от трё х до шести: учеб. -метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе – СПб. : Детство-Пресс, 1996.
5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.