Адуева Аманта Виситовна
Отчет по теме «Формирование экологической культуры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношение детей к природе. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительно эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общение детей с природой: ведь экология простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
Темочки:
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в нее других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная, и д. р.) предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приемов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.
Цель: формирование экологических знаний дошкольников, развитие познавательной активности, формирование у детей осознанного правильного отношение к природе и понимания целостности природы. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведение у детей.
Задачи: углублять представление о взаимосвязях в природе; учить выделять и взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы; дать представления о том,что растения, животные, человек представители живого в мире природы; воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде. Формирование экологического мировоззрения; накопления знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей.
Формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключение; формирование доброжелательного отношения детей к живой природе; развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы;
Игры (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки).
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действительным средством для этого я считаю – частые, непосредственные наблюдения.
В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и не красивое, учиться говорить с птицей и с цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялось возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.
Дети стали более бережно относится к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты. Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений.
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связано рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы.
Знания, полученные на занятиях дети проверяли в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Появились стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании- убеждённость педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. В 2020-2021 году работа по данной теме будет продолжена.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство дляразвитие ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы вести детей в природу, что бы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словестного развития.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Н о происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой. Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует к формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие гуманность уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. У детей накапливаются яркие образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
В начале работы над данной темой мною определены следующие задачи: 1. Углублять представления о взаимосвязях в природе. 2. Учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы; 3. Дать представления о том, что растения, животные, человек представители живого в мире природы; 4. Воспитания у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
Памятка для родителей «Природа это уникальная книга».
Анкетирование для родителей «Экологии в семье».
Памятка для родителей «прогулка в природу» Консультация «Воспитание экологической культуры у дошкольников».
Рекомендации для родителей «Экологическое воспитание детей».
Памятка для родителей «Экологическое воспитание».
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в летний период».
Подведение итогов.
А также мною были проведены следующие ООД «Волшебница вода».
Конспект мастер класса для родителей «Сделаем планету чистой».
Целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения,за которыми дети ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и не прерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Было проведено анкетирование с родителями на тему «Экология в семье».
В результате проделанной работы есть положительные результаты: сформированы начала экологической культуры у детей; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети научатся к логическим действиям по охране природы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
В течение трех лет были проведены следующие мероприятие
Занималась подготовкой доклада на заседание метод объединения по теме : «Экологическое воспитание в детском саду» (сентябрь 2021г.)
Разработала конспекты организованной образовательной деятельность по теме : «В мире насекомых».(октябрь 2021г.)
Провела круглый стол с родителями на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка». (ноябрь 2021г.)
Разработала и провела конспект мастер-класс на тему: «Снежные цветы» (декабрь 2021)
Провела круглый стол с родителями на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка. "(ноябрь 2021г.)
Разработала и провела конспект мастер-класс на тему: «Снежные цветы» (декабрь 2021)
Подготовила памятку для родителей на тему: «Как наше здоровье и настроение связаны с заботой» (январь 2022г)
Подготовила рекомендации для педагогов «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (февраль 2022г)
Подготовила и провела мероприятие по теме : «Знатоки природы» (март 2022г) Подготовила презентацию для педагогов на тему: «Природу надо охранять» (апрель 2022г).
А также течении трех лет была использована следующая литература.
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е.
«Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»
Михеева Е. В. «Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования»
Егоринко Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников»
Н. А. Рыжова «Наш дом-природа»
Л. Н. Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников»
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
О. А. Воронкович «Добро пожаловать в экологию!»
М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».
С. Н. Николаева «Юный эколог»
О. Б. Дыбина «Ребенок и окружающий мир»
Н. С. Голицина «Экологическое воспитание дошкольников».
А. И. Иванова «Живая экология»
Н. Н. Кондратьева «Мир природы и ребенок»
Воспитатель А. В. Адуева