Диана Кучиева
Отчет по самообразованию воспитателя за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Я, воспитатель Кучиева Диана Батразовна, работаю в подготовительной логопедической группе. Образование – высшее (СОГУ).
Педагогический стаж - 3 года.
Стаж работы в МБДОУ –1 год.
Стаж работы в занимаемой должности –1 год.
Квалификационная категория – высшая.
Целью моей работы по самообразованию в 2020 – 2021году было:
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя за учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.
Тема: «Сюжетно- ролевая игра как средство формирования и развития ребенка».
Образовательная область: социально – коммуникативная, речевая.
Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для сюжетно – ролевой игры.
2. Побуждать у детей интерес к сюжетно – ролевой игре.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Помочь родителям понять ценность игры, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступк, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Воспитывать бережное отношение к вещам, учить правилам пользования.
-В своей работе я использовала различные методы ознакомления детей с сюжетно – ролевыми играми.
Методы по ознакомлению дошкольников.
Самый распространенный метод ознакомления с игрой – чтение
воспитателя, т. е. дословная передача текста
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов,
включение пояснений и так далее. Стараюсь сказку рассказывать
выразительно, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на
материале знакомых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры - Отгадай сказку по
картинкам, «Отгадай сказку по предметам», «Угадай сказку по героям»,
«Узнай сказку по загадке», «Откуда эти слова?», «Один начинает – другой
Продолжает», «Откуда я?» (описание героев, «Что сначала, что потом» и
другие.
Литературные викторины провожу как вечерние развлечения.
В процессе своей работы я убедилась, что самыми эффективными и
целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей
являются: знакомство с содержанием сказки, вовлечение детей в
деятельность, инсценировка сказки.
При работе с сюжетно- ролевыми играми я старалась создать условия для восприятия.
Для этого я применяла разнообразные приемы восприятия игр.
Приемы формирования восприятия игры
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети
заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций,
мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены
на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы,
которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное
чтение (отрывков, песенок, концовок). Задаю ряд вопросы: Из какой
сказки этот отрывок? Из какой сказки эта песенка? Чем закончилась эта
сказка?
Если после первой беседы игра уже понята детьми, я использовала ряд
дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие: –
показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования,
движения пальцами, руками.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают
непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им
возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления
ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением
отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие
произведения. Это можно сделать до беседы.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и
способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание
иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той
последовательности, в которой они размещены в игре, но после беседы.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто
включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.
Различаются вводная (предварительная) беседа до игры и краткая
(заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы я старалась акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах
преобладали такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации
Этапы работы с сюжетно – ролевыми играми.
-ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
-создание воображаемой ситуации.
-распределение ролей.
-начало игры.
-сохранение игровой ситуации.
-завершение игры.
Знакомство детей с разными играми – чтение, рассказывание,
беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
эмоционального отношения к действиям и героям сюжета.
Эмоциональное восприятие сюжетно – ролевых игр –детьми фантазии и логическое мышление.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,
рисовании, конструировании – позволяют детям выразить свое
отношение к героям, воплотить свои переживания, развивают навыки
сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам вымышленных героев.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с
использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию
нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Формы работы с сюжетно – ролевыми играми, которые я использовала в своей работе:
- чтение,- пересказ, - обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций,
- театрализованное исполнение сказок, драматизации, инсценирование,
- просмотр фильмов – сказок, прослушивание аудиосказок,
- выставки рисунков, раскрашивание иллюстраций.
-игровая деятельность: проведение конкурса знатоков (викторина
«Поляна сказок», вечер загадок о сказках, дидактических игр (настольно-
печатные «Сложи картинку» по сказке Конек-Горбунок», «Василиса прекрасная», «У Лукоморья дуб зеленый» и. «Любимые сказки» и словесные, подвижных игр (хороводная игра «Репка»,
- досуги (математический досуг «В гостях у доктора» («Теремок»,
«Путешествие по сказке «Колобок»,
- разучивание физминуток и пальчиковых игр о героях данной игры («1,2,3,4,5!
Для решения задач по нравственному воспитанию с помощью сюжетно- ролевой игры разбила свою работу на этапы:
- Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы;
подбор игр (дидактических, подвижных, пальчиковых); составление
перспективного плана, определение целей и задач по теме.
– Основной этап: работа с детьми, родителями; изготовление дидактического
материала.
– Заключительный: самооанализ работы за год, подведение итогов.
Я подобрала и изучила научно-литературу на темы:
- «Использование сюжетно – ролевых игр в работе с детьми» (в дидактических играх
(пальчиковых, словесных, настольно-печатных играх);
- «Игра как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»;
- «Роль игры в воспитании детей»;
- «Театрализованные игры как средство развития речи детей».
Работа по ознакомлению детей с сюжетно – ролевыми играми велась во время ООД, в совместной деятельности, в режимных моментах.
В течении года мы знакомились с разными играми, профессиями: «Доктор» «Летчик» и т д
Игры в системе нравственного воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и
нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Эти сказки помогают нам показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что такое зло.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании
всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
«Сюжетно – ролевая игра – это зерно, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений» (В. А. Сухомлинский).
Для родителей были подготовлены памятки и консультации на темы:
«Что читать детям 6-7 лет», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «какова роль игры в воспитании детей»,«Справиться с непослушанием помогут положительные герои игр», «Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки».
С помощью родителей были приобретены разные костюмы, сумка почтальо, условия для игры «Аптека»
Своими руками я изготовила настольный плоскостной театр «Гуси лебеди», конусный театр «Кот в сапогах», пальчиковый театр из бумаги «Мальчик с пальчик».
Для оценки результативности своей работы я разработала критерии
определения уровня развития нравственных качеств у детей с помощью
сказки.
Результаты по критериям:
Начало учебного года : высокий уровень 45,8 %, средний уровень – 31,2%, низкий уровень – 12,3%;
Конец учебного года : высокий уровень – 89,3%, средний уровень – 5,97%, низкий уровень – 12,3%.
Считаю, что поставленные мною задачи в начале учебного года, в целом
выполнены. У большинства детей, на мой взгляд, сформировалось
представление о добре и зле, они научились сравнивать и анализировать
поступки героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение
и поведение своих товарищей.
- Дети проявляют интерес к играм,;
- Дети научились понимать смысл игры;
- Дети могут отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль при
драматизации, инсценировании сказки;
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и
родителей;
- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали
принимать участие в подготовке праздников, выставок; в конкурсах;
родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Вывод: Ценность сюжетно-ролевой игры заключается в их влиянии на всестороннее развитие
ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Игры внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются
преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта
радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать,
начиная с раннего детства.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного
учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а
делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и
сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей игры,
которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести,
чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому,
чем раньше беседа, коснется струн души ребенка, а не
только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над
злыми. Ведь сюжетно – ролевые игры – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды
игр, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Литература
1. Дошкольное воспитание №9, 2018г. ,с. 14-16 ., Соловейчик «Нравственное
воспитание дошкольников»;
2. Дошкольное воспитание №4, 2019г., с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»;
3. Панков В. И. Ваши помощники книги., М., Просвещение, 2015 г. ;
4. Караманенко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам., Изд. 2, М. ,
Просвещение, 2017г. ;
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду., М. ,
Просвещение