Наталья Петрова
Отчет по самообразованию «Проектная деятельность как основа патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Проектная деятельность
как основа патриотического воспитания дошкольников»
Воспитатель:
ПЕТРОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (высшая кв. категория).
Цель: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Основные задачи моей работы:
1. Развивать у детей патриотическое сознание через любовь к своей семье, к детскому саду, к своему городу, к родному краю, к своей стране.
Публикация «Отчет по самообразованию „Проектная деятельность как основа патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
2. Воспитывать уважительное отношение к государственным и неофициальным символам России.
3. Прививать интерес к традициям и обычаям своего народа.
4. Знакомить с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями своего края, страны в целом.
5. Создать систему работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, перспективный план работы с детьми и т. д.
6. Повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет.
7. Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями.
8. Готовит соответствующую развивающую среду в группе.
9. Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете.
Я выбрала тему «Проектная деятельность как основа патриотического воспитания дошкольников» по тому, что считаю, что каждый человек должен знать кто он и откуда.
Воспитание патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Начинается он с любви к своей семье, к детскому саду, к своему городу, к родному краю. Знакомство с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им в будущем стать патриотами и гражданами своей страны. Вот так, постепенно, любовь от малого расширяется и переходит в осознанную любовь к своему отечеству и к истории своей Родины.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из первостепенных задач для современного общества. Дети вырастут сильными, успешными, уверенными в себе людьми, если начиная с дошкольного возраста пробуждать у них патриотические чувства, прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу, заложить в их сознании чувство гордости за Россию.
Я очень хочу, чтобы дети любили, уважали и гордились своей малой и большой Родиной; знали о ее прошлом и настоящем; разбирались в государственных и неофициальных символах России; чтили обычаи и традиции своей страны; понимали, чем по праву может гордиться любой ее житель. Поэтому мне, воспитателю, необходимо дать этот материал в доступной и занимательной форме, чтобы найти отклик в чистой детской душе. Ведь полученные в детстве впечатления нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Исходя из вышесказанного, в этом учебном году я решила нравственно-патриотическое развитие детей своей подготовительной группы перенести в проектную деятельность:
1. Карельские ягоды.
2. Жалобная книга природы Карелии.
3. Русская изба.
4. Народные помыслы.
5. Что такое Рождество.
6. Когда вырасту как папа, в армию служить пойду.
7. Веселая Масленица.
8. Хотим быть, как Юрий Гагарин.
9. Священный день.
10. Люблю березку русскую.
11. Три цвета на флаге России.
Проектная деятельность позволяет шире подойти к изучению темы, найти более интересные формы проведения, чем просто образовательная деятельность. Время проекта не заключено в регламентированное время занятия с детьми.
Автором этих проектов являюсь я сама. Продолжительность их разная: от краткосрочных до продолжительных. Виды проектов разные: информационный, познавательно-творческий, игровой, исторический. Но, в основном, интегрированного типа, охватывающий все образовательные отрасли. Проекты групповые, возраст детей 6-7 лет, место реализации – детский сад и семья. Участниками являются – воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители. Этапы работы над каждым конкретным проектам стандартные и вносятся в таблицу:
Этапы Цель Срок План действий участн. проекта План действий педагога
Подготовительный
Планирование
(Исследование)
Результаты
Подготовка к презентации результатов
Представление проекта
Рефлексия
На каждый проект оформляется паспорт проекта:
1. Название проекта;
2. Цель проекта;
3. Авторы проекта (учреждение, группа, количество участников);
4. Руководитель (и) проекта (специальность, педагогический стаж);
5. Консультант (ы) (специальность, звание, ученая степень);
6. Тип проекта:
6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат);
6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический, естественнонаучный, экологический, спортивный, географический, исторический;
6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий, со скрытой координацией (гибкий);
6.4. По количеству участников проекта: личный, парный, групповой;
6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный;
6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный;
6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках группы, МДОУ, района, в масштабе города, региона, страны;
7. Образовательная область, с которой связано содержание проекта;
8. Методы, использованные в работе над проектом;
9. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, слайд-презентация, буклет, реферат, макет, сайт, другое (вписать);
10. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база МДОУ, библиотека (и, музей (и, другое (указать);
11. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, научные журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги;
12. Оценка деятельности детей. Критерии и показатели эффективности деятельности.
• рассказ, объяснение, беседа, чтение худ литературы;
• поручение, наблюдение, воспитывающая ситуация;
• ИКТ (слайд-презентации, фильмы, интерактивные игры);
• конкурс;
• акция;
• игра;
• сказка;
• развлечение;
• праздник;
• викторина;
• выставка поделок;
• фото-выставки и фотогазеты.
Работа над патриотическим воспитанием через проектную деятельность велась во всех воспитательно-образовательных блоках:
• в непосредственно образовательной деятельности;
• в совместной деятельности воспитателя с детьми;
• в самостоятельной деятельности детей.
В рамках этих проектов дети, в течении учебного года, принимали участие в мероприятиях разного уровня:
• международный проект «Рецепт дружелюбного сотрудничества»;
• региональный экологический проект «Ригли»;
• XV международный этнофестиваль «Земля Калевалы»;
• городской фото-конкурс «Модное-народное»;
• городской творческий конкурс «Лето в Карелии»;
• городской конкурс «Люблю тебя, Карелия»;
• городской фото-конкурс «Дары карельского леса»;
• всероссийский конкурс детских рисунков «Мы вместе», повещенный дню народного единства;
• городские акции «Мы вместе», «Хоровод дружбы», «Вот такие пироги»;
• межрегиональный фестиваль творческих работ «Парад военной техники»;
• городской конкурс от Музея изобразительных искусств РК «Празднование Масленицы»;
• международный конкурс детского творчества «Веселая Масленица»от образовательного портала «Совушка»;
• городской конкурс плакатов «90 лет заповеднику Кивач»;
• мини-музей в группе «Солдатский вещмешок» - беседа по экспонатам от музея Дома творчества детей и юношества №2;
• межрегиональный конкурс скворечников к «Международному дню птиц» от «Союза охраны птиц России»;
• муниципальная учебно-исследовательская конференция «Леннротовские чтения»;
• городская акция «Город читает детям карельские руны»;
• городской конкурс поделок «Этот волшебный космос»;
• городской фестиваль макетов из разного вида конструкторов «Движение к звездам».
Чтобы правильно формировать у детей нравственно-патриотическое развитие необходимо повысить и компетентность родителей в этой области через различные формы взаимодействия с семьей:
• тематические родительские собрания;
• информирование родителей через консультации;
• оформление папок для родителей;
• помощь родителей в создании развивающей среды группы, лепбуков, игр, поделок, в изготовлении и приобретение игр соответствующего содержания.
Вывод: проектная деятельность такой направленности повышает у дошкольников уровень патриотического воспитания;
помогает привить любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю;
учит испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции;
позволяет гордиться своим народом, его достижениями;
учит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Список литературы:
1. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. Виноградова. М. : Просвещение, 1980.
2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошк. учр. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Зацепина М. Дни воинской славы. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.
4. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / сост. : Е. Ю. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова. – М., 2003.
5. Картушина М. Ю. Праздник Победы. Сценарии с нотным приложением/ сост. О. А. Орлова. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Сфера, 2010.
7. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
8. Мулько И. Ф. Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
10. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011