Безрукова Динара
Отчет по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
▼ Скачать
Отчет по самообразованию По теме :
«Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
г. Саратов 2020 - 2021 уч. год
Отчёт воспитателя МДОУ «Детский сад №4» Безруковой Д. А. по самообразованию за 2020-2021 учебный год.
Изучаемая тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы».
Публикация «Отчет по самообразованию „Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Для себя сформулировала цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи самообразования :
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
• развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
• развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Актуальность:
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, так как особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Раздел плана Сроки проведения Формы работы. Этапы работы Практические результаты
Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
Сентябрь - октябрь
Самостоятельная деятельность педагога.
1. изучение традиционных методик;
2. современный взгляд на проблему;
3. Опыт работы педагогов других ДОУ. Изучила дополнительную литературу:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Нищева Н. В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013
3. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С П б, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013.
4. Нищева Н. В. Проектный метод в Организации познавательно-
Исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013.
5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия для детей 5-6 лет.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ
Также использовала в изучении электронные ресурсы: 1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/18/kartoteka-issledovatelskoy-deyatelnosti-podgotovitelnaya-gruppa
2.https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti-v-podgotovitelnoi-grupe.html
3.https://uchitelya.com/pedagogika/192296-kartoteka-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-podgotovitelnoy.html
4.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/432705-kartoteka-poznavatelnoissledovatelskoj-dejat
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Ноябрь Совместная деятельность педагога с детьми, педагогами, родителями
В ноябре мною были запланированы и проведены следующие виды работы по самообразованию :
1. Разработала тематический план занятий с детьми;
2. Подготовила конспекты занятий;
3. Разместила в уголке для родителей консультацию и памятку по теме «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»;
4. Оформили вместе с напарницей уголок «Экспериментариум»
5. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс
Декабрь Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В декабре мною были запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования :
1. Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности (вода – растворитель, очищение воды)
2. Провела ряд бесед на тему: «Берегите воду», «Вода в нашей жизни», «Вода вокруг нас». Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.
3. Просмотр ряд видеофильмов о воде и ее свойствах на интерактивной доске: «Сколько весит вода?», «Зачем деревьям снег», «Круговорот воды в природе»
4. Провела совместно с детьми и напарницей ряд опытов «Можно ли склеить бумагу водой», «Фильтрация воды», «Соленая и пресная вода на морозе» (приобщила к проектной деятельности). Выявили вещества, которые растворяются в воде; познакомили со способом очистки воды-фильтрованием; закрепили знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Январь Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В январе мною запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования :
1. Подготовила консультацию для родителей «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»
2. Откуда берётся иней? Выявление механизма образования инея.
3. Нужен ли растениям снег? Доказала, что снег сохраняет тепло.
4. Таяние льда в воде. Показала взаимосвязь количества и качества от размера.
5. Показала детям видеофильм «Природные явления. Горный иней»
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Февраль Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В феврале мною запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования :
1. Подготовила консультацию для родителей «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»
2. Соль растворяется в воде. Познакомила детей со свойствами соли.
3. Соль выпаривается и кристаллизуется.
4. Сортировка. Выяснили – возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
5. Подготовила ряд бесед «По следам соли», «Белое золото».
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Март Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В марте мною запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования :
1. Свет и тень. Познакомила детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
2. Солнечные зайчики. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научили пускать солнечных зайчиков.
3. Знакомство с лупой. Познакомила детей с помощником-лупой и ее назначением.
4. Подготовила для детей ряд бесед : «Что такое тень», «Как появляется тень», «Волшебное стеклышко».
5. Подготовила конспект НОД «Увеличительные приборы».
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Апрель Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В апреле мною запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования :
1. Опыты с бумагой. Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
2. Подготовила ряд бесед «История возникновения бумаги», «Свойства бумаги».
3. Показала видеофильм «Бумага и ее свойства»
4. Провела ряд экспериментов «Безграничная бумага», «Пластичная бумага», «Рекордный вес бумаги», «Лотос», «Лента Мебиуса».
Анализ работы по самообразованию Май - август Отчет о результатах работы по самообразованию на педсовете В мае – августе мною были запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования :
1. Используя метод наблюдения, выявила положительные результаты проделанной работы, проанализировала недостатки
2. Подготовила фотоотчет о реализации проекта по исследовательской деятельности
3. Публикации в социальных сетях для педагогов.