света майер
Отчет по самообразованию «Формирование экономических основ младших дошкольников посредством игр»
▼ Скачать +Заказ
Отчет по самообразованию на тему : «Формирование экономических основ младших дошкольников, посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр»
Целью данной темы по самообразованию было создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование экономических основ младших дошкольников посредством игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Основными задачами стали повышение уровня моей профессиональной компетенции в вопросе финансовой грамотности и способствование развитию у дошкольников среднего возраста основных понятий как труд, ценность, деньги и финансы.
Для достижения вышеизложенных задач мною были проведены следующие действия:
1) Мною была изучена литература для повышения уровня знаний в этом вопросе:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М. :ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику : Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок : Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.
С помощью игр и практик необходимо было донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
- Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем - потом тратим.
- Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили»,
- соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
- Объясняем, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.
- Деньги любят счет.
-Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
- Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
-Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
-Не все покупается.
- Прививаем понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
- Финансы - это интересно и увлекательно!
В результате проведенных практических мероприятий у детей сформировались первоначальные представления о труде и профессиях, о деньгах и процессе купли-продажи. Дети познакомились с деньгами разных номиналов и стран. Расширили свой лексический запас и кругозор.
На занятиях мы познакомились с историей возникновения денег и нарисовали свои денежки.
Рассмотрели старые и новые деньги. Познакомились с мировой валютой.
Игра «Доход-расход»
Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор: «плюс» или «минус».
папа получил зарплату (доход);+
бабушка заболела (расход); -
выиграли в лотерею (доход); +
потеряли кошелек (расход); -
продали часть урожая помидор (доход); +
нашли 100 руб. (доход); +
порвались штаны (расход); -
заплатили за воду (расход); +
купили арбуз (расход). –
Познакомились с профессиями и закрепили их знания, благодаря дидактической игре «Кому, что нужно для работы»
Познакомились с понятиями «Доход-расход»
Рисовали место, где можно хранить деньги: «Свинья – копилка»,
Познакомились с понятием «банк»
Путешествовали в страну Гнома Эконома на автобусе
И на корабле
Играли в сюжетно – ролевые игры
Для родителей были подготовлены консультации
Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы,
малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические
понятия (потребности, товар, услуга и т. д., позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей
разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование
финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих
способностей детей.